filmgourmand

Category:

День рождения Индианы Джонса

12 июня 1981 года в США, более чем в 1000 кинотеатрах по всей стране, состоялась премьера фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Режиссёр Стивен Спилберг. 

Практически одновременно с премьерой в США (с разницей в 3 дня) состоялась официальная премьера фильма в СССР, причём Советский Союз стал второй страной после США, в которой был показан этот фильм.

Прототипом Индианы Джонса послужил Отто Вильгельм Ран, немецкий писатель и исследователь, археолог-любитель, сотрудник Аненербе, оберштурмфюрер СС.

Говорят, что Стивен Спилберг как-то сказал: «Я думал, что получится второсортный фильм, поскольку собирался снять картину, которая будет чуть лучше, чем сериалы Republic (кинокомпания, существовавшая с 1935 по 1967 год и специализировавшаяся на производстве стандартных вестернов и фантастических боевиков)». И, действительно, первоначальный бюджет картины составлял примерно 6 миллионов долларов. Но затем к работе над фильмом подключился Джордж Лукас, который привнёс много существенных добавок в сценарий фильма. С учётом возросших затрат вследствие изменения сценария бюджет фильма увеличился втрое. Обязанности по финансированию возросших затрат взял на себя Джордж Лукас.

Наряду с изменениями в сценарии и в бюджете картины Лукас хотел внести изменения и в актёрский состав. В частности, он хотел заменить Джорджа Харрисона, которого Стивен Спилберг видел в главной роли изначально. Но это желание не было продиктовано каким-то неверием в актёрский талант Харрисона. Совсем напротив. Харрисон снимался в нескольких предыдущих картинах Джорджа Лукаса и он, Лукас, боялся, что к Харрисону приклеится какое-нибудь обидное прозвище, типа "Мой Бобби", какое приклеилось к Роберту Де Ниро после того, как он снялся в нескольких фильмах Мартина Скорсезе. Тем более, что, как сказано выше, большого успеха фильма изначально не предполагалось. Лукас со Спилбергом перебрали с десяток возможных замен Харрисону, но никого более подходящего не нашли. 

Но на фильм буквально обрушился неожиданный успех. Что касается фестивальных успехов, то фильм получил 35 кинонаград и 24 номинации. Правда, кинонаграды в основном были получены в США и за технические достижения. В важнейших номинациях - Лучший фильм или Лучшая режиссура - жюри предпочитали другие картины. Так, в номинации Лучшая режиссура как на премию Оскар, так и на Золотой Глобус предпочтение было отдано Уоррену Битти за фильм "Красные". В номинации Лучший фильм опять же и Оскар, и британская премия БАФТА были присуждены фильму "Огненные колесницы". Французская кинопремия Сезар, на которую был номинирован фильм Спилберга в категории Лучший иностранный фильм, так же была присуждена другому фильму - "Человек-слон" Дэвида Линча.

Но кассовые сборы всех трёх выше перечисленных фильмов, обошедших "Индиану Джонса" в борьбе за фестивальные премии, даже вместе взятые не смогли превысить и третьей части тех сборов, которых достиг фильм Стивена Спилберга. Фильм, который обошёлся его создателям, по разным оценкам, в сумму от 18 до 22 миллионов долларов, заработал более 390 миллионов долларов. В соответствии с договором о финансировании картины, более сорока процентов полученных доходов достались Джорджу Лукасу.

Мы знаем много примеров, когда финансово успешные фильмы получали нелицеприятные отзывы от кинокритиков. Но этот фильм Спилберга - совсем другой случай. По данным сайта Rotten Tomatoes 95% рецензий профессиональных американских кинокритиков имели сугубо положительный характер. Причем в число авторов хвалебных рецензий входят наиболее авторитетные критики. 

Так, Роджер Эберт поставил фильму максимальные 4 звезды, включил его в свой список "Великих фильмов" и в своей рецензии написал: «В поисках утраченного ковчега» - это незабываемый опыт, фильм великолепного воображения и головокружительной скорости, который захватывает вас c первого кадра, проносит вас через серию невероятных приключений и возвращает вас в реальность через два часа - с учащённым дыханием, лёгким головокружением, выжатым, как лимон, и ... с глупой улыбкой на лице. Этот фильм напоминает нам истории, которые мы, будучи в подростковом возрасте, без устали искали в журналах и библиотеках приключений и беллетристики".

А кинообозреватель ведущего американского издания The New York Times Винсент Канби так охарактеризовал произведение Спилберга: «В поисках утраченного ковчега» - это один из самых безумно смешных, гениальных и стильных американских приключенческих фильмов, когда-либо созданных." 

Фильм изобилует историческими и географическими неточностями, но благодаря искрящемуся юмору и легкой фантастичности никому не приходит в голову предъявлять его авторам претензии по этому поводу. Тем более, что фильм ни в малейшей степени не претендует на то, что бы представлять исторический жанр. Как отмечал российский кинокритик Евгений Нефёдов, "Спилберг, соблюдая внешнее правдоподобие и жонглируя бесчисленными культурными стереотипами, умудряется сохранить ироническую интонацию, заразить ощущением увлекательной – пусть местами смертельно опасной – игры. Игры, постепенно выходящей за рамки обыденности, уводя в фантастическо-мифологическую сферу…"

80% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» оценки от 8 до 10.

С учетом перечисленных выше показателей успеха фильма его рейтинг по версии FilmGourmand'а составляет 8,723, благодаря чему он занимает 233-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.