filmgourmand

Categories:

Годы и фильмы: 1940

По версии FilmGourmand'а, лучшим фильмом 1940-го года мирового кинематографа признан фильм Чарли Чаплина "Великий диктатор". 

Для Чаплина этот фильм стал первым звуковым фильмом в его фильмографии. Несмотря на то, что технологии звукового кино использовались в США ещё с середины 20-х годов, Чаплин до 1940 года снимал немые фильмы. За что многими подвергался упрекам в противодействии прогрессу. 

Кроме того, происходящее в Германии жесточайшее преследование евреев Чаплин воспринимал как личную трагедию. Именно поэтому в этот фильм он вложил и всего себя, и всё своё состояние. 1,5 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 27,5 миллионов долларов) вложил лично Чарли Чаплин, а весь бюджет составил 2 миллиона долларов.

Снимая этот фильм, Чаплин шёл на определённый риск. Дело в том, что в Америке конца 30-х годов были очень сильны позиции практически во всех сферах, включая кинематографические и властные структуры, нацистских симпатизантов. Чаплину пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы преодолеть сопротивление про-нацистских сил, а также сил позиции невмешательства, имевших очень прочные и взаимовыгодные деловые отношения с фашистской Германией и не желавших хотя бы намёком обидеть Гитлера и его ближайшее окружение.

Но Чаплину удалось! Фильм вышел на экраны и даже принёс прибыль, собрав в Америке около 5 миллионов долларов. Более того, он даже получил 5 номинаций на Оскар. Правда, ни одной не выиграл. В главной номинации "Великий диктатор" уступил фильму Альфреда Хичкока "Ребекка". При всех достоинствах произведения Хичкока, у зрителей по всему миру, да и у кинокритиков "Великий диктатор" получил значительно более высокие оценки. Достаточно сказать, что шедевр Чаплина получил от Роджера Эберта 4 звезды из 4-х возможных, а "Ребекка" не была удостоена ни одной. Впрочем, мы уже неоднократно убеждались в том, как любит Американская киноакадемия "прогибаться под изменчивый мир". То есть, под мнение властных и финансовых кругов.

Даже вечно брюзгливый критик Босли Кроузер отозвался на фильм весьма лестной рецензией. "Перспектива маленького «Шарло», самого универсально любимого персонажа во всем мире, направить его превосходный талант на насмешки против самого опасного злого человека из живущих, вырисовывалась как титаническая шутка, трансцендентный парадокс. «Великий диктатор», возможно, не самая лучшая картина, когда-либо сделанная - на самом деле она имеет несколько неутешительных недостатков. Но, несмотря на это, это действительно великолепное достижение действительно великого художника - и, с одной точки зрения, возможно, самого значительного фильма, когда-либо созданного. «Великий диктатор» - это, по сути, трагическая картина - или трагикомическая в классическом смысле - и она имеет сильно горький оттенок. Потому что это душераздирающая притча о несчастной судьбе целого народа в тоталитарной стране, обо всем ненавистном угнетении, которое выбило человечество из человеческих душ."

В странах-сателлитах гитлеровской Германии фильм был запрещён к показу. Естественно. В Европе в 1940-м году фильм был показан только в Великобритании. В СССР фильм тоже не демонстрировался. Понятное дело: в 40-41-м годах действовал Пакт о ненападении с Германией. Но после начала Великой Отечественной войны некоторые советские военачальники, зная, как поднимал боевой дух этот фильм у британских военных, предложили Сталину выпустить "Великого диктатора" на экраны советских кинотеатров. Сталин, посмотрев фильм, отказался. Тем самым, проявив солидарность с гитлеровскими сателлитами.

Российский кинокритик Сергей Кудрявцев так объясняет причины запрета фильма как в нашей, так и в некоторых других странах: "Своего рода “взрывоопасность” данной ленты заключается не только в её антидиктаторской направленности, что позволяет свободно подставлять под образ Аденоида Хинкеля любого другого “властителя народов”, в том числе и Иосифа Сталина. Но в “Великом диктаторе” наличествует и проклятый “еврейский вопрос”.

После окончания Второй Мировой войны "Великий диктатор" начал триумфальное шествие по всему миру. Но только не в СССР. Одно из самых значительных антифашистских произведений мирового кинематографа находилось фактически под запретом в СССР до 1989 года. И только когда началось крушение коммунистического режима в нашей стране, этот фильм Чаплина получил официальную "прописку" в советском кинопрокате.

Однако, и в США автор "Великого диктатора" испытывал проблемы, и немалые. В 1947 году некий Конрад Берковичи, малоизвестный американский сценарист румынско-еврейского происхождения, обвинил Чаплина в плагиате. Якобы Чаплин обсуждал с ним в течение нескольких часов сценарий фильма, и, якобы, идею о танце с глобусом Чаплину "подарил" именно он, Берковичи. Дело шло к суду. Но Чаплин, ощущая, как сжимается вокруг него удушающее кольцо недоброжелателей, желающих взять реванш за неудачу с недопуском "Великого диктатора" на экраны в 40-м году, решил не доводить дело до суда и откупиться от шантажиста. Чаплин заплатил Берковичи за отзыв судебного иска 95 тысяч долларов (эквивалентно нынешним 1,136 миллиона долларов). Чисто американский способ заработка.

Однако, нацистские симпатизанты в Америке продолжали давление на Чаплина. Особенно они активизировались в годы "охоты на ведьм". Особенно лютовал любимец американской публики директор ФБР Эдгар Гувер. (О нем даже недавно Клинт Иствуд снял благостный фильм с Ди Каприо в главной роли). Гувер не мог простить Чаплину едкую и сокрушительную сатиру на Гитлера, а также то, что Чаплин, начиная с 1942 года вел активную кампанию за открытие Второго фронта в Европе. Не будучи в состоянии найти мало-мальское подтверждение какого-нибудь антиамериканизма в деятельности Чарли Чаплина, Гувер попросту воспользовался случаем: когда Чаплин вылетел в Лондон для участия в премьере его фильма "Огни рампы" в 1952 году, он запретил ему обратный въезд в Штаты. 

Современный кинозритель очень высоко оценил шедевр Чарли Чаплина. 78% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил - 8,417. В Золотой Тысяче он занимает 354-е место.

Принимая во внимание всё выше сказанное, можно считать выход на экраны "Великого диктатора" одним из важнейших событий 1940-го года. 

В "десятку" лучших фильмов 1940 года, кроме "Великого диктатора", по версии FilmGourmand'а включены следующие фильмы (все сделаны в США, в Европе и Азии полыхает Вторая мировая война):

- Ребекка, режиссёр Альфред Хичкок. Рейтинг фильма - 8,173; 499-е место в Золотой Тысяче

- Гроздья гнева, режиссёр Джон Форд. Рейтинг фильма - 8,072; 620-е место в Золотой Тысяче

- Магазинчик за углом, режиссёр Эрнст Любич. Рейтинг фильма - 8,052; 644-е место в Золотой Тысяче

- Мост Ватерлоо, режиссёр Мервин ЛеРой. Рейтинг фильма - 7,956; 775-е место в Золотой Тысяче

- Филадельфийская история, режиссёр Джордж Кьюкор. Рейтинг фильма - 7,864; 900-е место в Золотой Тысяче

- Его девушка Пятница, режиссёр Ховард Хоукс. Рейтинг фильма - 7,862; 907-е место в Золотой Тысяче

- Знак Зорро, режиссёр Рубен Мамулян

- Бродвейская мелодия 40-х, режиссёр Норман Торог

- Завоевать город, режиссёры Анатоль Литвак, Жан Негулеско


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1940-го года:

- Выход на экраны "Великого диктатора".

- Триумфальное шествие нацизма в Европе. Войска гитлеровской Германии оккупировали Данию, Норвегию, вторглись в Голландию, Бельгию, Францию.

- Конец "зимней войны". Завершилась советско-финская война, в результате которой было отторгнуто 11% территории Финляндии, погибло более 26 тыс. финских солдат и примерно в 10 раз больше воинов Красной Армии.

- Советизация Прибалтики. Дополнительные воинские контингенты Красной Армии введены в страны Прибалтики, а также в Бессарабию. Проведены парламентские выборы в Латвии и Литве. Вновь избранные парламенты приняли решения об установлении советской власти. Латвия и Литва вошли в состав СССР на правах союзных республик.

- Убийство Троцкого. В Мексике агент НКВД Рамон Меркадер убил Льва Троцкого.

- Катынь. НКВД СССР осуществил массовые расстрелы в Катынском лесу Смоленской области. Большинство расстрелянных были пленными польскими офицерами. Всего было расстреляно около 22 тысяч человек.

- План "Барбаросса". В Германии разработан и утвержден «план Барбаросса» – план нападения на СССР.

- Уничтожение интеллигенции в СССР. В СССР продолжалось уничтожение представителей творческой и научной интеллигенции. Убиты И.Бабель, Вс.Мейерхольд, М.Кольцов и другие. Арестован академик Вавилов.

- Создание Освенцима. На территории оккупированной Германией Польши построен концлагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим).

- Третий срок президента. Ф.Д.Рузвельт в третий раз избран президентом США.


Кроме тог, родились Терри Гиллиам, Светлана Светличная, Жанна Прохоренко


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.