filmgourmand

Category:

Страны и фильмы: Венгрия

Лучшим фильмом венгерского кинематографа, по версии FilmGourmand'а, является "Мефисто" Иштвана Сабо. Считается, что этот фильм положил начало так назывемой "немецкой трилогии" Иштвана Сабо, в которую вошли также фильмы "Полковник Редль" и "Хануссен". 

Литературной основой фильма послужил роман «Мефисто: история одной карьеры», написанный в 1936 году Клаусом Манном, сыном классика немецкой литературы Томаса Манна. Прообразом главного героя романа считается родственник Клауса Манна, немецкий актёр Густаф Грюндгенс. Те, кто смотрел фильм Фрица Ланга "М убийца", могли видеть этого актёра.

Кадр из фильма "М убийца". Стоит, в шляпе и кожаном пальто - Густаф Грюндгенс.
Кадр из фильма "М убийца". Стоит, в шляпе и кожаном пальто - Густаф Грюндгенс.

В то же время совершенно очевидна идейная связь романа Клауса Манна с бессмертным творением Гёте - "Фауст". Любопытно, что, если в романе Клауса Манна, а затем и в фильме Иштвана Сабо прототип Густафа Грюндгенса олицетворяет доктора Фауста, то в последнем фильме, в котором играет Густаф Грюндгенс - "Фауст" - он играет Мефистофеля. Видимо, что-то дьявольское было присуще этому актёру, почему он и был втянут в нацистское движение и возвеличен им.

Ещё один любопытный момент: венгерской кинокомпании Mafilm оказывали помощь в создании фильма две западногерманские кинокомпании: Manfred Durniok Filmproduktion и Hessischer Rundfunk. И это при том, что вплоть до 2000 года роман Клауса Манна был запрещен в Германии. Российский кинокритик Евгений Нефёдов предполагает, что столь долгий запрет на книгу, обличающую нацизм, объясняется не только уважительным отношением германских властей к просьбе сына Густафа Грюндгенса, но и тем, что "события произведения оставались непозволительно злободневными в тот момент..., когда власти начали широкую кампанию по, скажем так, пресечению покаянных тенденций в стране, ответственной за развязывание Второй мировой войны и прочие злодеяния нацизма."

Премьера фильма состоялась в Венгрии 11 февраля 1981 года. Через три месяца после премьеры в Венгрии фильм Иштвана Сабо принял участие в Каннском международном кинофестивале, где был номинирован на высшую награду - Золотую Пальмовую Ветвь. Жюри кинофестиваля под председательством французского кинорежиссёра Жака Дере отдала предпочтение фильму польского режиссёра Анджея Вайды "Человек из железа".

Однако, в конкурсе за премию Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке в 1982 году эти фильмы поменялись местами: "Мефисто" получил Оскара, а "Человек из железа" довольствовался номинацией. И в том же 1982 году фильм Иштвана Сабо получил ещё одни престижный приз - итальянскую премию Давид ди Донателло как Лучший иностранный фильм.

Восприятие фильма Иштвана Сабо, представлявшего социалистическую Венгрию, американскими кинокритиками было, мягко говоря, неоднозначным. Кинообозреватель The New York Times, рупора Демократической партии США, Жанет Маслин, видимо, обидевшись на фильм "Мефисто" и его автора за обличение нацизма, ещё до представления фильма участникам Нью-Йоркского кинофестиваля, разразилась рецензией, наполненной весьма нелестными характеристиками в адрес фильма, типа: "фильму не хватает ясности по существу описываемой темы", или "У г-на Сабо, который привел в движение множество персонажей и сюжетов, возникли проблемы с организацией материала, а ряд описываемых событий неоправданно неоднозначен.", или "«Мефисто» выглядит оторванным от реальности, от времени описываемых событий" By Janet Maslin Sept. 29, 1981

Но гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм четырьмя звёздами из 4-х возможных и включил в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии на фильм он писал: «Мефисто» делает сверхъестественную работу, с абсолютной достоверностью показывая нам Гамбург и Берлин с 1920-х по 1940-е годы. Я никогда не видел фильм, который бы лучше демонстрировал нацистскую практику совращения, предоставляя членам нацистской партии кому театральный костюм, кому титул, кому право на театрализованное представление. В этом фильме не быть нацистом - это все равно, что быть на великосветском балу в коричневом вельветовом костюме."

Зрители оценили фильм "Мефисто" достаточно высоко. 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого и выше приведенных показателей успеха рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 8,894, благодаря чему он занял 181-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма "Мефисто" в Золотую Тысячу вошли ещё 6 фильмов венгерских кинематографистов. Среди них, в частности:

2. Пятая печать. Режиссёр Золтан Фабри, 1976. Рейтинг фильма - 8,695; 243-е место в Золотой Тысяче.

3. Любовь. Режиссёр Карой Макк, 1970. Рейтинг фильма - 8,578; 287-е место в Золотой Тысяче.

...

5. Гармонии Веркмейстера. Режиссёры Бела Тарр и Агнес Храницки, 2000. Рейтинг фильма - 8,081; 608-е место в Золотой Тысяче.

...

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать. 

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.