filmgourmand

Category:

Полвека 12 стульям

21 июня исполняется ровно 50 лет со дня выхода на экраны советских кинотеатров фильма "12 стульев", поставленного Леонидом Гайдаем по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. (Справедливости ради отмечу, что иногда называется и другая дата премьеры этого фильма - 8 июня. Но доверимся Кинопоиску.)

В первый год демонстрации в кинотеатрах "12 стульев" посмотрели более 39 миллионов советских кинозрителей. А вот фестивальных наград этот фильм не сподобился. Википедия, правда, отмечает премию «За вклад в разработку жанра кинокомедии» на V Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси. Но эта премия была присуждена не фильму, а самому режиссёру, и не за отдельный фильм, а за совокупность работ, среди которых всем известные "Операция Ы и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука" и др.

Впрочем, такое прохладное отношение коммунистического киноначальства к картине Леонида Гайдая вполне объяснимо и во многом определяется отношением коммунистического руководства страны к самому первоисточнику - роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Роман, появившийся в журнале "Тридцать дней" в первом полугодии 1928 года, был встречен гробовым молчанием советской литературной критики. Лишь после теплой оценки романа в речи Николая Бухарина на совещании рабочих и сельских корреспондентов, имевшем место в декабре 1928 года, появились немногочисленные осторожные позитивные оценки романа.

Но, как известно, через несколько лет Бухарин был объявлен врагом народа и расстрелян. А роман Ильфа и Петрова в 1948 году был запрещён. Лица, имевшие отношение к публикациям романа, были подвергнуты взысканиям различной степени строгости. И до середины 50-х годов, до начала "хрущёвской оттепели" роман находился под запретом. Возможно, именно эти обстоятельства "подогрели" интерес к роману за рубежами Советского Союза, благодаря чему появилось несколько его экранизаций. Российский кинокритик Евгений Нефёдов отмечает, что "во всём мире (от Чехословакии до Великобритании, от Швеции до Кубы) увидели свет не менее десятка киноверсий книги." Честно признаюсь, я видел только одну зарубежную киноверсию - осуществлённую Мелом Бруксом буквально за год до выхода фильма Леонида Гайдая. Но не о ней сегодня речь.

Вот такие события предшествовали выходу фильма Леонида Гайдая "12 стульев" на экраны. Понятное дело, такая предыстория никак не стимулировала кинематографическое начальство, в том числе, правоверную советскую критику, к открытому проявлению положительных эмоций по поводу фильма. Кто знает, вдруг генеральная линия в очередной раз поменяется... И кто знает, может, Георгий Данелия, предполагавший осуществлять экранизацию "12 стульев", именно по этой причине великодушно уступил право экранизации Гайдаю? Во многих публикациях, упоминающих об этом факте истории, в качестве причины благодушного жеста указывается туманное "перегорел".

В наши дни, в XXI-м веке, фильм Гайдая подвергается критике как бы с противоположной стороны. Если в советские времена роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, буквально наполненный аллюзиями на реальные события и реальных персонажей 20-х годов, подвергался гонениям за явно выраженную сатиру на советские порядки, фильм по этому роману, хоть гонениям и не подвергался, но и благожелательным отношением властей не пользовался, то сегодня его упрекают в излишней, скажем так, "советскости". 

Евгений Марголит, главный искусствовед Госфильмофонда РФ, в статье, посвящённой памяти Гайдая, в 2004 году писал: "Григорий Козинцев, посмотрев "12 стульев", заключал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот»... Но ведь и вправду, как ни обижайся на Козинцева, а чего нет в гайдаевской версии 12 стульев, так это интеллигентского иронически печального взгляда на весь советский бардак. Нет Остапа Бендера, одержимого своей мечтой о Рио-де-Жанейро (не зря же исполнитель этой роли в его фильме, деньгами обзаведшись, ресторан открыл в Москве. И, кажется, преуспевает). Не гайдаевский это герой. И не гайдаевская точка зрения. Великий Гайдай был советским режиссером, и его герой был советским человеком. Которому Рио-де-Жанейро абсолютно ни к чему." А разве могла быть, точнее, могла бы быть предана гласности в начале 70-х годов, в начале так называемого "застоя", какая-то иная, скажем так, трактовка романа Ильфа и Петрова?

На мой взгляд, принимая во внимание всю предысторию создания фильма, условия, в которых он создавался, следует согласиться с Евгением Нефёдовым, который написал в своей рецензии: «12 стульев» оказались едва не вершиной в карьере гениального комедиографа и, безусловно, выдающимся явлением киноискусства, пусть и несколько недооценённым.... это одна из тех редких, нестареющих кинокомедий, которые можно пересматривать по несколько раз в год, не уставая поражаться совершенству и неописуемой изобретательности гэгов, меткости социально-психологических характеристик героев, точности воспроизведённой атмосферы, яркости абсолютно всех ситуаций: и главных, и второстепенных."

А вот рядовой современный кинозритель оценил фильм Леонида Гайдая "12 стульев" не менее высоко, чем полвека назад. 75% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. При этом 28% пользователей оценили фильм по высшему разряду - "десяткой".

С учетом сказанного рейтинг фильма Леонида Гайдая "12 стульев" по версии FilmGourmand'а составил 8,243, благодаря чему он занимает 447-е место в Золотой Тысяче. 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.