filmgourmand

Category:

Годовщина Особого мнения

17 июня 2002 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма «Особое мнение». Режиссёр Стивен Спилберг.

Фестивальный успех фильма характеризуется 20-тью кинонаградами и 90 номинациями. Но из этого довольно большого количества наград и номинаций наиболее значительной является номинация на французскую премию «Сезар» в категории лучший иностранный фильм. Однако, документальный фильм Майкла Мура о расстреле в колледже Колумбайна обошёл фильм Спилберга. Точно так же, как обошёл он и фильм «Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга.

В коммерческом плане фильм Спилберга был довольно удачным: при общих расходах на производство и продвижение в 142 миллиона долларов фильм собрал по миру почти 360 миллионов долларов. В том числе 3,08 миллионов долларов в России, где премьера фильма состоялась всего тремя месяцами спустя после премьеры в США.

Кинокритики в США в основном положительно оценили фильм Спилберга. А Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звездами из 4-х возможных и включивший его в свой список «Великих фильмов», вообще в своей рецензии написал: «Особое мнение» Стивена Спилберга - это триумф. Это фильм, который воздействует как на наши умы, так и на наши эмоции. Это одновременно и триллер, и просто человеческая история, фильм, дающий пищу для ума, и одновременно детектив. ... Этот фильм - такой виртуозный провокационный акт, одновременно дерзкий, грациозный и мастерский. И, самое главное, «Особое мнение» напоминает нам, зачем мы вообще ходим в кино."

Но мне, честно говоря, при всём уважении к мнению гуру американской кинокритики, ближе отзыв российского кинокритика Сергея Кудрявцева, который отметил, что одноимённый рассказ Филипа Киндреда Дика, «будучи поставленным в контекст времени (только что была пережита «эпоха маккартизма», напомнившая о средневековой «охоте на ведьм», но продолжалась «холодная война» с коммунизмом и росла шпиономания в условиях ядерного противостояния), рассказ о наказании «предпреступников» звучал весьма актуально. … Но, к сожалению, суть теряется в трактовке Спилберга, который увлёкся не столько фантастическими атрибутами середины ХХI века (хотя и это наличествует в его ленте), сколько хитросплетениями детективного сюжета, вполне в стиле «чёрных фильмов» конца 40-х - начала 50-х годов. Практически кафкианская тема «не того человека» (если воспользоваться названием картины, снятой Альфредом Хичкоком в 1956 году), которая свидетельствует о несоблюдении в обществе основополагающего принципа «презумпции невиновности», на какое-то время вспыхивает и гаснет из-за переусложненного выяснения классического вопроса whodunit («Кто убил?»). В результате, когда мы получаем не столь уж необходимый ответ…, можно испытать даже разочарование, что всё сводится к прегрешениям другого конкретного человека. И остаётся как бы не при чём целая система, вознамерившаяся наказывать лишь за возможность преступления и совершенно не принимать в расчёт наличие «особого мнения», что кто-то сам может удержаться в последнюю минуту и не переступать роковую грань.»

Впрочем, смею предположить, что, если бы в фильме отчётливо звучала тема, поднятая в рассказе Филипа Дика о нарушении принципа презумпции невиновности и наказаний за мыслепреступления, вряд ли в нашей стране этот фильм демонстрировался бы столь широко. Если, вообще, вышел бы на экраны.

Об успехе фильма у зрителей говорит следующая цифра: 61% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учетом вышеперечисленного по версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 7,848 и занимает 926-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.