filmgourmand

Category:

День рождения Сталкера

25 мая 1979 года в Москве, на киностудии "Мосфильм", в весьма узком кругу, что называется, "только для своих", был показан фильм Андрея Тарковского "Сталкер". Чуть позже, в июле того же года, этот фильм был показан в трёх кинотеатрах города Томска.  И только в 1980 году состоялась официальная, московская, премьера этого фильма, ставшего последним, снятым Тарковским на родине. 

К сегодняшнему дню об этом кинопроизведении написано море статей, снято множество фильмов, и я не собираюсь их пересказывать, поскольку любой желающий, независимо от его отношения к Тарковскому и его творчеству, может легко найти эти материалы в сети. Я хочу поделиться своими, если можно так выразиться, "соприкосновениями" с этим киношедевром Андрея Арсеньевича.

Где-то в середине 70-х годов в наше студенческое общежитие попала зачитанная до дыр подшивка номеров журнала "Аврора", в которой была собрана повесть братьев Стругацких "Пикник на обочине". Повестью буквально все "заболели". То и дело из разных углов доносились слова "ведьмин студень" или "комариная плешь" и т.п.. А одним из ироничных оскорблений было "Мослатый Исхак". 

А тут еще донеслась до наших, весьма далёких он кинематографии, кругов, весть, что любимый режиссёр - Тарковский - снимает фильм по этой книге. То-то было радости! И стали мы ждать появления этого фильма, который, непременно должен стать шедевром, поскольку соединит в себе бесспорный талант писателей с гениальностью режиссёра, пусть и не всеми признаваемой.

И вдруг, вслед за этой вестью, донёсся до нас слух, уж не знаю, через сколько уст прошедший, что, якобы, фильм был снят почти наполовину, когда по вине оператора Рерберга вся плёнка оказалась засвеченной. К тому времени в той местности в Средней Азии, где производились съемки, произошло землетрясение, из-за чего полностью изменился ландшафт. Как следствие, предстояло заново переснимать весь фильм с самого начала. По этой причине у Тарковского случился инфаркт. И выход фильма на экраны откладывается на неопределённое время. Погоревали мы, конечно, но, ничего, дождались-таки выхода фильма на экраны.

Конечно, увиденное на экране слегка смутило. Слишком расходилось содержание фильма с сюжетом повести Стругацких. Но, с другой стороны, зная и любя творчество Тарковского, мы и не ожидали дословного перенесения на экран литературного источника. Тем более, что и название фильма отличалось от названия повести. Фактически, вместо авантюрно-фантастической повести нашему взору предстала философская притча с минимумом фантастических деталей. И в этом качестве, как самостоятельное произведение, фильм, конечно же, пробрал до костей.

Описанное выше можно назвать первым моим "соприкосновением" с фильмом Андрея Тарковского "Сталкер". Второе "соприкосновение" произошло недавно, через 40 лет после первого.

В комментариях к моей статье, посвящённой Андрею Тарковскому, появился следующий вопрос: "что же Вы не рассказываете, что Андрей Арсеньевич уничтожил всю работу Рерберга в Сталкере.. а Министерство культуры СССР и Госкино СССР дали снова денег на версию с Княжинским... не вписывается в посыл и концепцию статьи?"

Я ответил автору вопроса, что знаком с такими слухами, но не видел документальных подтверждений этих слухов. Автору вопроса было предложено представить доказательства. На что автор вопроса дал комментарий следующего содержания: "о трагическом конфликте Рерберга и Тарковского на Сталкере есть док. фильм, который так и называется "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера" (премьера 2008 ММКФ, Золотой лев, Ника 2010) - это если говорить об истории из первых рук... Знакомый приём - набросать как можно больше мелких деталей из серии "дочь офицера", налепить чушь и увести разговор от истинного посыла.. пипл схавает.. ведь мало кто лезет в первоисточники, а знания истории киноискусства, которые позволяют без источников ткнуть в "неточности", есть не у всех. Общеизвестно, что "Сталкер" снимался в Таллине (упс, какая неприятность). Действительно, была беда с плёнкой, но не по причинам, указанным Вами, а по опосредованной вине сотрудника Мосфильма при процессе проявки. Плюс не было внятного сценария, была каша с декорированием объектов, бесконечные дубли, и к тому же Тарковский фактически отодвинул Рерберга от камеры. Зато потом обвинил его во всех бедах и расстался с ним навсегда. Так бывает у творческих особенно людей, которые не привыкли смотреть в зеркало и видеть свои недостатки. Единственная правда, что 9 апреля у Тарковского действительно случился сердечный удар, но уже после инцидента с плёнкой и после съёмок одной из сцен. Но суть комментария была в другом, и Вы прекрасно это поняли. Статья насквозь антисоветская, а между тем именно советское киноначальство на народные деньги позволила Тарковскому переснять "Сталкера" так, как он хотел, несмотря на огромные затраты на отснятые почти 2000 м плёнки...." (Орфография, стилистика и пунктуация автора сохранены.)

Ну, и далее сталинистский бред с выпадами в адрес других деятелей культуры, составивших гордость и славу русского и советского искусства, в частности, Сергея Прокофьева и Бориса Пастернака. Этот бред я цитировать не буду, поскольку прямого отношения к фильму "Сталкер" он не имеет. Желающие могут сами прочитать этот комментарий к указанной статье.

Пришлось ответить автору выше процитированного текста, что, если стремиться к объективности, то необходимо отметить, что документальный фильм, на который ссылался автор вышеприведённого комментария, был снят режиссёром Игорем Майбородой на основе воспоминаний Георгия Рерберга. То есть, он изначально отражал точку зрения только ОДНОЙ стороны конфликта. И на эту пристрастность только к одной стороне обратил внимание в своё время кинокритик Андрей Плахов: "Тема картины конкретна — конфликт вокруг "Сталкера". Конечно, и в его анализе видна пристрастность. Например, чтобы подчеркнуть величие изобразительного решения Рерберга, довольно пренебрежительно говорится о сценарной основе братьев Стругацких."  Нельзя не отметить, что снят этот фильм был УЖЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ Тарковского. То есть, тогда, когда он не мог дать свои пояснения и возражения. Этот факт ярко демонстрирует моральную чистоплотность, точнее, её отсутствие, как у авторов фильма, так и у тех, кто на этот фильм ссылается. 

Но дело не только в моральной нечистоплотности автора комментария к моей статье. Дело ещё и в, скажем так, арифметической несостоятельности автора выпада в адрес Тарковского. Речь в данном случае идёт о фразе "советское киноначальство на народные деньги позволила Тарковскому переснять "Сталкера" так, как он хотел, несмотря на огромные затраты на отснятые почти 2000 м плёнки...." Действительно, как отмечает журналист "Российской газеты" Владимир Болотин, "Из-за постоянных переделок сценария (всего было около десяти версий картины), из-за утраты дорогой пленки, растянувшихся съемок и увеличения хронометража (Тарковский получил разрешение Госкино на создание двухсерийного фильма) производственный бюджет превысил 1 миллион рублей". В то время, как запланированный бюджет составлял 300 тысяч рублей.

Известно, что в первый год фильм "Сталкер" посмотрели 4,3 миллиона человек. Те, кто жил в Советском Союзе, наверное, помнят, что билет в кино стоил 30-50 копеек, в зависимости от ряда в кинозале. (10-копеечные билеты на детские сеансы мы, естественно, брать в расчёт не будем.) Советские кинозрители опять же, наверное, помнят, что за билет на двух-серийный кинофильм нужно было платить двойную цену. Таким образом, билет на "Сталкер" в среднем советском кинотеатре стоил от 60 копеек до 1 рубля. Возьмём среднюю величину - 80 копеек - и получим, что фильм "Сталкер" за год заработал 3,44 миллиона рублей. То есть, говоря современным языком, "отбил" вложенные в него государственные средства и принёс в бюджет (в том числе и тому самому "советскому киноначальству") свыше 2-х миллионов рублей. В свете сказанного позволение Тарковскому "советским киноначальством" переснять на народные деньги фильм "Сталкер" можно считать инвестицией или бюджетным кредитом, но уж никак не "аттракционом неслыханной щедрости". Как это делает автор комментария, да и упомянутый выше Андрей Плахов.

Идём дальше. Аудитория в 4,3 миллиона кинозрителей - это много или мало? Для такой страны, как Советский Союз, это скорее мало, чем много. Например, вышедшая на экраны кинотеатров в том же, 1980-м, году, киномелодрама Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" собрала в кинотеатрах 84,4 миллиона кинозрителей. Но фильму Меньшова "советское киноначальство" присвоило высшую категорию и выпустило его тиражом 1910 копий. А "Сталкер" был выпущен тиражом ... всего 196 копий. В 10 раз меньше! Так что, само "советское киноначальство" виновно в том, что потенциально высокий коммерческий потенциал фильма Андрея Тарковского не был использован в полной мере. И нечего лить "крокодиловы" слёзы о, якобы, напрасно потраченных "народных денюжках". Сам факт выпуска этого фильма столь ограниченным тиражом лишний раз подтверждает глупость "советского киноначальства". И подлость по отношению к государственному бюджету.

Предвижу возможные возражения против вышеприведённых расчётов, что, мол, по данным Кинопоиска бюджет фильма "Сталкер" составил не один, а шесть миллионов рублей. И сразу отвечу на эти возможные возражения. Во-первых, Кинопоиск в данном случае просто бесстыдно, как нерадивый школьник, списывает у IMDB. Но! IMDB, приводя данные о 6-миллионном бюджете "Сталкера", снабжает их припиской (estimated), то есть, "расчётно". И ошибки в этих расчётах вполне могут быть объяснены трудностями в переводе туда-сюда рублей по официальному курсу, долларов, рублей по фактическому курсу и т.п. Но Кинопоиску такое некритичное "заимствование" информации не делает чести. Ладно бы речь шла об американском фильме. Но в отношении отечественного кинопроизведения можно было бы быть более точными. Тем более, и это во-вторых, что печатный орган Правительства России - "Российская газета" - приводит совершенно другие данные — см. выше. И, наконец, в третьих. Как-то сложно верить в достоверность данных источника, который утверждает, что премьера фильма Тарковского "Сталкер" произошла в Канаде (!), на DVD (!!), 1 января 1979 года (!!!). И это в то время, как любой школьник, наверное, знает, что первые DVD появились в 1996 году. Короче, факт-чекинг Кинопоиска не выдерживает никакой критики.

Такое вот второе моё "соприкосновение" с фильмом.

А теперь вернёмся к традиционному для нашего канала описанию достижений фильма Андрея Тарковского "Сталкер". Совершенно очевидно, что фильм, столь сложно рождавшийся, целый год добиравшийся до массового кинозрителя и добравшийся до него в очень маленьком тираже, не мог быть выдвинут на международные кинофестивали. Да и на внутренние тоже. 

Но практически полное отсутствие "Сталкера" на кинофестивалях не помешало этому фильму получить 100% позитивных отзывов кинокритиков как за рубежом, так и в России. Авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли поставил фильму три звезды из 4-х возможных и в своей рецензии отметил: "Фильм мастерски сделан, в нём есть несколько образов, врезающихся в память навсегда, и трудноуловимый нарастающий гипноз. Как только вы погрузитесь в фильм (что с некоторыми может никогда не случиться), он будет держать вас, как муху, пойманную в янтаре."

Британский кинокритик Дэвид Дженкинс написал: "«Сталкер» - это фильм, который нужно смотреть как можно чаще, пока есть физические возможности. Нужно, чтобы его разбирали, обсуждали, спорили, писали о нем, чтобы этот фильм вдохновлял музыку, книги, стихи, другие фильмы, учителей, философов, историков, правительства и всех тех, кто задумывается о выборе жизненного пути. Настолько поразительный это фильм."

Не менее высоко оценили фильм Тарковского современные кинозрители. 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10, а 30% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". И эти цифры в очередной раз показывают, насколько глупым было решение «советского киноначальства» выпускать фильм ограниченным тиражом и не выдвигать его на международные фестивали. 

С учетом сказанного выше рейтинг фильма Андрея Тарковского "Сталкер" по версии FilmGourmand'а составляет 8,126, благодаря чему он занимает 557-е место в Золотой Тысяче. 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.