filmgourmand

Category:

Годовщина Сияния

23 мая 1980 года в США в ограниченный прокат вышел фильм Стэнли Кубрика "Сияние". Спустя 3 недели фильм уже демонстрировался по всей Северной Америке.

Этот фильм относится к тем довольно распространённым примерам экранизаций литературных произведений, когда автор литературного источника остаётся недовольным тем, как воплощено его произведение на экране. Другими, наиболее заметными примерами такой коллизии, являются "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана, "Сталкер" Андрея Тарковского. Можно было бы привести длинный список подобных примеров, но не в этом наша задача.

Итак, как известно, Стэнли Кубрик после постановки фильма "Барри Линдон" по роману классика английской литературы У.М.Теккерея несколько лет искал литературный источник, который послужил бы основой фильма, не менее достойного, чем "Барри Линдон". Перечитал уйму книг, пока, наконец, ему в руки не попалась книга Стивена Кинга. На этом романе известного мастера ужасов Кубрик решил остановиться. Естественно, первым решением режиссёра было поручить разработку сценария самому Стивену Кингу. Однако, сценарий, написанный Кингом по собственному роману, не устроил Кубрика, поскольку был очень близок к литературному оригиналу, что расходилось с видением Кубрика своего будущего фильма.

Кубрик решил писать сценарий сам, а в соавторы пригласил малоизвестную на тот момент писательницу Дайану Джонсон. Основным местом работы Дайаны, 45-летней на тот момент, был журнал "Нью-йоркское книжное обозрение", в котором она делала обзоры литературных новинок. Кроме того, к тому времени она написала 5 романов, которые не снискали особой известности и популярности. Но один из её романов, "Тень знает" 1974 года, привёл Кубрика в восхищение. И наконец, Кубрик узнал, что Дайна Джонсон обладает докторской степенью и является экспертом в области готической культуры. 

На протяжении всей работы Кубрика над фильмом Кинг постоянно критиковал творческие подходы режиссёра к созданию картины. Больше всего Кингу не нравился выбор актёров на главные роли. По его мнению, главный герой должен был эволюционировать от нормального, даже милого, человека к монстру. Джек Николсон же, по его мнению, изначально производит какого-то одержимого. Однако, очевидцы рассказывают, что довести Николсона до монструозного состояния стоило довольно больших трудов. В частности, зная, что Николсон терпеть не может сыр, Кубрик приказал кормить Николсона в течение двух недель исключительно бутербродами с сыром. Озвереешь тут!

Главная героиня, по мысли Кинга, должна быть блондинкой, пустышкой-чирлидершой, без малейшего жизненного опыта. Шелли Дюваль же соответствовала совершенно противоположному образу.

Когда фильм вышел на экраны, его первым критиком стал, естественно, Стивен Кинг. Он отметил, что Кубрик ни бельмеса не понимает в жанре хоррора (Кубрик, действительно, до "Сияния" не снимал фильмы в жанре "хоррор"), и в итоге получился фильм, который можно сравнить с роскошным Кадиллаком без мотора, единственным достоинством которого является то, что в нем можно нюхать кожаную обивку кресел. Стивену Кингу вторил режиссер Брайан Де Пальма, который утверждал, что Кубрик не способен создавать фильмы ужасов, потому что он не любит или не понимает людей.

К критике фильма Кингом присоединились многие другие критики. Фильм остался без единой сколько-нибудь престижной кинонаграды. Наивысшим фестивальным достижением фильма можно считать номинацию Стэнли Кубрика на итальянскую премию Давид ди Донателло, причем, не в категории Лучший иностранный режиссёр, а как Лучший иностранный продюсер. Но и эту номинацию Кубрик проиграл. 

Была ещё одна номинация, вернее, две номинации, которых был удостоен фильм "Сияние" - на премию "Золотая малина" в 1981 году были номинированы Стэнли Кубрик как худший режиссёр и Шелли Дювалль как худшая актриса. Впрочем, в списке номинантов на эту "премию" были и упомянутый ранее Брайан Де Пальма, и другие неплохие кинорежиссёры, например, Уильям Фридкин и другие. Смею предположить, что организаторы этой премии, а в том году эта премия была только-только учреждена, действовали по принципу Моськи, лаявшей на слона: дабы привлечь к себе и своему начинанию больше внимания, замахнулись на реального "слона" в кинематографе - Стэнли Кубрика. Впрочем, и эту номинацию он проиграл.

И всё-таки, анализируя хор негативных выпадов в адрес фильма Стэнли Кубрика, можно прийти к выводу, что в основном их авторы - шелупонь. Я не имею в виду Стивена Кинга, с ним - особая история. Он, безусловно, был уязвлён решением режиссёра заменить его на посту сценариста малоизвестным литератором, к тому же, не имевшим опыта сценарного творчества. Кроме того, Кингу не понравилось то, что Кубрик если и не выбросил из сценария полностью, то свёл к минимуму темы зла алкоголизма и распада семейной ячейки, в то время, как для писателя в то время эта тема была чрезвычайно важной и болезненной, поскольку он сам испытывал большие проблемы с алкогольной и наркотической зависимостью и активно с ней боролся. И, наконец, Стивен Кинг был далеко не первым писателем, посчитавшим экранизацию своего произведения недостаточно адекватной.

Наиболее авторитетные и уважаемые кинокритики, напротив, весьма высоко оценили картину Стэнли Кубрика. Например, кинообозреватель The New York Times Джанет Маслин в своей рецензии писала: "Кубрик привносит в «Сияние» особое измерение, широту и расточительность, с которыми не может сравниться ни один недавний фильм. Его фильм стал столь же замечательным как по своим масштабам, так и по напряжению, которое он создает". А Роджер Эберт оценил фильм 4-мя звездами из 4-х возможных и включил его в свой список "Великих фильмов".

В Советском Союзе фильм "Сияние" в кинотеатрах не демонстрировался, но с началом перестройки, а, главное, с наступлением эры VHS  фильм стал доступен и советским кинозрителям.

Наиболее авторитетные российские кинокритики также весьма высоко оценили фильм Стэнли Кубрика. По мнению Евгения Нефёдова "В «Сиянии» выдержан уникальный баланс на грани реального и фантастического, повседневного и необъяснимого....«Сияние» помимо формального мастерства восхищает именно поставленной режиссёром сверхзадачей – погрузиться в бездну Безумия, только фиксируя с научной скрупулёзностью внутренние метаморфозы Джека в их связи с окружающим миром. И эта связь почти неуловима, призрачна."

Сергей Кудрявцев в рецензии отметил: "Неприхотливый сюжет осмыслен постановщиком в традициях «готических романов», европейской романтической школы, философского понимания сверхъестественных, паранормальных явлений, не поддающихся разгадке в житейском плане". И тем самым как бы намекнул, что Стивен Кинг, вообще-то, должен быть благодарен великому режиссёру за то, что его книга, возможно, оставшаяся бы в памяти сравнительного небольшого круга почитателей романов-хорроров, стала известна во всем мире необъятному количеству любителей кино. Впрочем, как показывает практика, далеко не каждый писатель понимает, что их произведения, попав в руки великих мастеров кинорежиссуры, приобретают новую ипостась, превращаясь из просто хороших повестей, пьес, романов и т.п. в основу киношедевров. Примерами тому могут служить Кен Кизи, братья Стругацкие и др.

Несмотря на весьма строгие возрастные ограничения - 18+ - кассовые сборы картины оказались довольно существенными - более 46 миллионов долларов. И эта сумма примерно в 2,5 раза превысила бюджет картины (19 миллионов долларов).

Кинозрители проголосовали за фильм Кубрика не только долларом, но и выставленными оценками. 76% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10.

С учетом сказанного рейтинг фильма "Сияние" по версии FilmGourmand'а составил 8,228, благодаря чему он занял 454-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.