filmgourmand

Category:

Двадцатому веку 45 лет

21 мая 1976 на Каннском международном кинофестивале в рамках внеконкурсного показа состоялась премьера фильма Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век".

Полная режиссёрская версия картины имеет продолжительность 5 часов 17 минут, что делает фильм одним из самых длинных коммерческих фильмов в истории кино. По признанию Бертолуччи, сначала он планировал снять шестисерийный фильм для телевидения. Но при разработке сценария пришло понимание, что по политическим, социальным и повествовательным причинам фильм больше подходит подходит для большого киноэкрана.

При поиске финансирования для съемок фильма Бернардо Бертолуччи столкнулся с серьёзными проблемами, поскольку многие кинокомпании, ознакомившиеся со сценарием, считали его чрезвычайно прокоммунистическим и даже просталинским. Выручили три американские кинокомпании - United Artists, Paramount Pictures и 20th Century Fox, которые "скинулись" по 2 миллиона долларов. Но причина щедрости была не в идеологических пристрастиях, а в том, что американские продюсеры были впечатлены оглушительным финансовым успехом предыдущей картины Бернардо Бертолуччи - "Последнее танго в Париже", которая при бюджете в 1,25 миллионов долларов собрала более 96 миллионов долларов.

Друзья Бернардо Бертолуччи - итальянские коммунисты - осуждали режиссёра за то, что он согласился принять деньги от американцев. Впрочем, они же осуждали Бертолуччи и за огромное, по их мнению, количество красных флагов в фильме.

На роль Аниты Фурлан Бернардо Бертолуччи изначально предполагал Марию Шнайдер, но из-за жёстких разногласий, возникших между актрисой и режиссёром в ходе съемок фильма "Последнее танго в Париже", Шнайдер была заменена на Стефанию Сандрелли.

Звезда американского кино Берт Ланкастер так горел желанием сыграть в этом фильме, что согласился сниматься без гонорара, только за покрытие его расходов на транспорт и проживание.

Запланированного бюджета в 6 миллионов долларов оказалось недостаточно из-за, во-первых, грандиозного масштаба картины (одних статистов было занято более 12 тысяч человек), а во-вторых, из-за превышения продолжительности периода съемок картины: 14 месяцев вместо 9. В итоге, бюджет вырос до почти 10 миллионов долларов.

Следуя настоятельным требованиям кинопрокатчиков и финансистов для показа фильма в международной аудитории Бертолуччи вынужден был сократить продолжительность фильма до 3,5 часов, вырезав из него наиболее яростно атакуемые кинокритикой откровенные сексуальные сцены и сцены жестокого обращения с животными. При этом фильм был разделён на две части. Однако, всё это не способствовало повышению зрительского интереса: многие кинозрители уходили из кинозала в паузе между первой и второй частями. Впервые полная режиссёрская версия в кинотеатре была показана в Белграде, Сербия, 12 апреля 2007 года, через 31 год после премьеры.

Большинство кинокритиков обрушились на фильм Бертолуччи с разгромными рецензиями. Особенно неистовствовали англо-саксонские критики. Главными пунктами обвинений, предъявленных картине, были её нескрываемые симпатии к социализму и поистине эпическая продолжительность. Кстати, продолжительность фильма Ингмара Бергмана "Фанни и Александр" всего на 5 минут меньше, чем у картины Бертолуччи, но те же критики ни словом не упрекнули бергмановский фильм за большой метраж. 

В рецензиях кинокритиков встречались такие отзывы: "независимо от того, воспринимаете ли этот двухсерийный фильм как гламурный эпос или как длинную рекламу итальянской коммунистической партии, он все равно выглядит как крупная катастрофа."

Винсент Канби, обозреватель The New York Times, рупора Демократической партии США, писал: «1900», который по сути является марксистским романом ... не является неинтересным провалом, но, будучи провалом, он выглядит высокомерным. ... По сути, это бесформенная масса кинопленки, в которой есть несколько ярких моментов, но и куча всякого другого, что делает фильм особенно скучным."

Роджер Эберт оценил фильм всего двумя звёздами из 4-х и написал в своей рецензии:  «1900» - это фильм, вышедший из-под контроля. Фильм, задуманный в таком эпическом масштабе, что он просто никуда не годится. Фильм, в котором Бертолуччи часами пытается сделать свое заявление о классовой борьбе в Италии только для того, чтобы закончиться на ноте однозначной глупости."

Но все эти выпады в адрес фильма не произвели впечатления на Датскую ассоциацию кинокритиков, которая, надо отдать ей должное, признала фильм Бертолуччи Лучшим европейским фильмом года и наградила его своей премией Бодиль. Другие престижные европейские кинофорумы этот фильм Бертолуччи то ли проигнорировали, то ли не рискнули включить в свои конкурсные программы.

Что любопытно, советские кинозрители смогли посмотреть в кинотеатрах этот откровенно прокоммунистический и антифашистский фильм только с началом перестройки, т.е., через десять лет после его создания.

Кинозрители во всем мире весьма высоко оценили фильм Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век". 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век" по версии FilmGourmand'а составил 8,06, благодаря чему он занял 632-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.