filmgourmand

Category:

Годовщина Отвращения

19 мая 1965 года участникам и гостям Каннского международного кинофестиваля Роман Полански представил свой фильм "Отвращение".

Этот фильм стал первым полнометражным фильмом в творчестве Романа Полански, снятым за пределами Польши. За три года до "Отвращения" Роман Полански снял в Польше свой первый полнометражный фильм - "Нож в воде". Эта работа привела в ярость тогдашнее руководство социалистической Польши. Говорят, тогдашний лидер Польши, ярый сталинист и не менее ярый антисемит, Владислав Гомулка запустил в экран пепельницей при просмотре этого фильма. Как следствие, фильм был запрещён к показу в Польше. Ну, и в СССР, естественно, тоже.

Однако, в западных странах фильм был принят "на ура". И тогда Роман Полански уехал в Париж, где он родился и откуда в четырехлетнем возрасте был вывезен родителями в польский Краков. Во Франции Роману Полански довелось поучаствовать в производстве фильма-альманаха "Самые прекрасные мошенничества в мире" в качестве режиссёра одной из новелл. Даже из коротенькой киноновеллы "Амстердам" Романа Полански в финальной версии были вырезаны некоторые сцены (Полански счёл это проявлением ксенофобии), но зато на съемках он смог познакомиться со сценаристом Жераром Брашем и тогда ещё совсем молоденькой, 21-летней Катрин Денёв, которая в том же году снималась в знаменитых "Шербурских зонтиках".

Совместно с Жераром Брашем Роман Полански написал сценарий будущего фильма "Отвращение". Позже Полански признавался, что они с Брашем задумывали этот фильм чисто с коммерческой целью - заработать денег на съемки фильма "Тупик".

Вместе с продюсером Джином Гутовски Роман Полански предложил сценарий американской кинокомпании Paramount Pictures, но компания ответила отказом. Такой же отказ Полански с Гутовски получили и от британской кинокомпании Lion Films. И тут им свои услуги по финансированию и производству картины предложила малоизвестная британская кинокомпания Compton Pictures. Эта кинокомпания до этого момента специализировалась на производстве мягкого порно, и её руководство, накопив определённые финансовые средства, горело желанием сменить направление в творчестве. Сценарий Браша и Полански показался им самым подходящим для этой цели.

В Каннах фильм "Отвращение" был представлен вне всяких официальных показов и даже после официального закрытия фестиваля, состоявшегося 16 мая. Гости фестиваля специально задержались, чтобы посмотреть новое творение автора "Ножа в воде". А уже в конце июня фильм представлял Великобританию на Берлинском международном кинофестивале. Как это обычно бывает, список фаворитов фестиваля формируется заблаговременно. И потому, хоть фильм Романа Полански и номинировался на главную премию фестиваля, Золотой Медведь достался фильму Жан-Люка Годара "Альфавиль", а Серебряный Медведь за режиссуру - индийскому режиссёру Сатъяджиту Раю за фильм "Чарулата". Но для фильма Романа Полански (а также для фильма "Счастье" режиссёра Аньес Варда) был придуман (впервые в истории этого кинофестиваля) специальный приз - Серебряный медведь Чрезвычайный приз жюри. С 2014 года он стал называться Гран-при жюри. 

Кинокритики отозвались о фильме в целом положительно, хотя и без каких-то восторгов взахлёб. Например, обычно ехидный и язвительный колумнист The New York Times Босли Кроузер обошёлся в своей рецензии без единой обидной реплики и констатировал: "В водовороте насилия и ужаса в этом фильме, г-н Полански достиг призрачной концепции боли и пафоса душевнобольных. Он поставил, несомненно, один из лучших фильмов года." 

Обозреватель британского издания Time Out Джефф Эндрю отозвался о фильме в более восторженных тонах: "пожалуй, самый прекрасно реализованный фильм Полански - потрясающий портрет распада, умственного и эмоционального, застенчивой молодой бельгийской девушки (Денев), живущей в Лондоне...один из самых умных фильмов ужасов, когда-либо сделанных, и, безусловно, один из самых пугающе эффектных."

В Советском Союзе этот фильм не демонстрировался.

Об успехе фильма у зрителей мы обычно судим по двум показателям, причём, обязательно принимая во внимание эти два показателя вместе. Первый - это кассовые сборы в соотношении с бюджетом картины, второй - рейтинг фильма на двух основных сайтах: IMDB и Кинопоиске.

Бюджет фильма "Отвращение" по разным источникам составил от 180 тысяч до 300 тысяч долларов. Кассовые сборы картины - 3,1 миллиона долларов. Т.е., фильм собрал, как минимум, в 10 раз больше стоимости его производства.

61% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учетом перечисленных показателей успеха рейтинг фильма "Отвращение" по версии FilmGourmand'а составил 8,288. На основе этого рейтинга фильм занял 414-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.