filmgourmand

Category:

Юбилей Виридианы

17 мая 1961 года, ровно 60 лет назад, на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Луиса Бунюэля "Виридиана".

На Каннском кинофестивале фильм "Виридиана" (вместе с французским фильмом "Столь долгое отсутствие" режиссёра Анри Кольпи) был удостоен Золотой Пальмовой Ветви. И этот приз оказался единственной фестивальной наградой фильма, который многие кинокритики называют вершиной творчества Луиса Бунюэля. Причина этого в следующем.

Как известно, после поражения республиканцев в гражданской войне и установления диктатуры Франко в Испании Луис Бунюэль был вынужден эмигрировать в Мексику. За 20 с лишним лет пребывания в Мексике Бунюэль создал целый ряд киношедевров, в частности, таких, как "Забытые", "Он", "Назарин" и другие. Эти фильмы принесли всемирную славу как самому Бунюэлю, так и мексиканскому кинематографу. 

Естественно, заокеанские успехи испанского режиссёра не могли не вызвать некоей ревности у испанских властей. Бунюэлю было предложено снять фильм в Испании. За основу сценария будущего фильма было предложено взять роман Бенито Переса Гальдоса, классика испанской литературы XIX-начала XX века, имеющего в Испании такую же популярность, как Диккенс в Англии, Бальзак во Франции, Толстой в России. Выбор Переса Гальдоса был не случаен, поскольку фильм "Назарин", пользовавшийся огромным успехом, тоже основывался на произведении этого писателя.

Есть версия, что непосредственным заказчиком фильма был сам генерал Франко. Может, и не так. Но то обстоятельство, что Бунюэлю был предложен гонорар, в 4 раза превышающий его обычный гонорар, говорит в пользу этой версии.

Сценарий фильма "Виридиана", основанный на романе Переса Гальдоса "Альма", был написан совместно Луисом Бунюэлем и Хулио Алехандро. Хулио Алехандро можно назвать соратником Бунюэля, поскольку он точно так же был вынужден после поражения республиканцев в гражданской войне эмигрировать в Мексику, где выступил автором сценариев нескольких фильмов Бунюэля, в частности, уже упоминавшегося "Назарина".

Испанские цензоры внимательно изучили сценарий будущего фильма, внесли в него несколько корректировок и ... и посмотрели готовый фильм уже вместе со всеми на Каннском кинофестивале. И разразился скандал: испанские власти усмотрели в фильме пропаганду инцеста, суицида, шведской семьи, святотатства и т.д., и запретили фильм. Запрет действовал до 1977 года и был отменён только после смерти Франсиско Франко, произошедшей в 1975 году. А Папа Римский Иоанн XXIII объявил фильм кощунственным и запретил его на веки вечные. 

Сам Луис Бунюэль был отлучен от церкви. (Заметим, что никаких репрессий в отношении Бунюэля типа "двушечки" за оскорбление чувств верующих со стороны франкистского режима, многими классифицируемого как "фашистский", не последовало.) Короче, в таких условиях какое бы то ни было участие фильма Луиса Бунюэля "Виридиана" в международных кинофорумах было исключено. Хотя фильм широко был представлен в кинопрокате многих стран. Но не в СССР.

После такого "горячего приёма" Луис Бунюэль снова уехал в Мексику, а потом во Францию, где создал ещё несколько киношедевров, в частности, "Дневная красавица", "Тристана", "Скромное обаяние буржуазии", "Призрак свободы", "Этот смутный объект желания". Скончался Бунюэль на чужбине, в Мексике.

В то время, как верхушка католической церкви вкупе с диктаторским режимом Испании негодовали по поводу фильма Луиса Бунюэля, кинокритики во всем мире рассыпали восторженные отзывы в его адрес. Даже вечно брюзгливый Босли Кроузер из The New York Times как безусловные достоинства картины отмечает в своей рецензии: "На протяжении всей этой драмы шокирующего воспитания этой девушки в реалиях похоти и грубости большей части человечества мы ощущаем жгучий, немилосердный сарказм, направленный на благочестиво изолированный ум, и сильное напряжение осторожной критики социальных условий в Испании....Самый сильный материал в его фильме - жуткие сцены с этими людьми, показывающие, насколько они порочны и презренны. Они хныкают, обманывают, воруют, оскорбляют друг друга, подвергают остракизму и жестокому обращению тех, кто болен тяжелой болезнью, и, наконец, погружаются в дикую пьянку, которая изрядно разрушает это место. ....Неясно, имеет ли в виду сеньор Бунюэль свою картину как отражение всех людей или просто народа Испании, и это не так важно." Правда, Кроузер не был бы Кроузером, если бы не добавил ложку желчи в свой отзыв: "Это уродливый, удручающий взгляд на жизнь. И, честно говоря, это уже вышло из моды."

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт дал фильму высшую оценку - 4 звезды - и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии от 2010 года он отметил:  "Фильм продуманный и контролируемый. ... Элегантно снято: каждый кадр передает что-то конкретное и содержательное... Хотя в фильме не содержится ясного и точного утверждения, но идея Бунюэля о том, что наша низменная природа всегда ждет, чтобы вырваться наружу, передается очень чётко."

По мнению российского кинокритика Станислава Зельвенского  "Вечный мизантроп и антиклерикал Бунюэль здесь максимально жестоко, при минимуме выразительных средств, в строгой, гораздо более классицистичной, чем в его последующих французских работах, манере ставит этому миру двойку. Оплеухой наотмашь он отвечает еще не избытому в те годы итальянскому неореализму с его культом честных бедняков и святых маленьких людей, святость представив как экзальтированную наивность, а бедность — как разлагающий порок, который заставит не только вцепиться в руку дающего, но и с аппетитом ее сжевать."

А один из самых авторитетных российских кинокритиков Сергей Кудрявцев в своей рецензии отметил: "Критики чаще всего подчёркивали антиклерикальный и даже антирелигиозный пафос постановщика, хотя для него протест против власти церкви и религии не являлся самоцелью. Просто невозможно было бы поведать о пребывании молодой монашки Виридианы - доброй души, жертвенной натуры, чуть ли не ангела во плоти - в том “миру”, где правят бал жестокость, алчность, похоть и всеобщий абсурд, если не показать пронизанную насквозь религиозными предрассудками, богохульственными обычаями и кроваво-макабрическими ритуалами испанскую действительность. Автор оказался великим реалистом, рассказав своего рода “Евангелие от Виридианы”, житие современной святой, которая была оскорблена и поругана безжалостными и грубыми людьми, как и Иисус Христос почти за два тысячелетия до этого."

Александр Федоров предельно лапидарно охарактеризовал фильм, назвав его "притчей о тщетности усилий благотворительности и милосердия в мире жестокости, порока и нетерпимости".

Современные кинозрители по всему миру очень высоко оценили фильм Луиса Бунюэля "Виридиана". 78% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Луиса Бунюэля "Виридиана" по версии FilmGourmand'а составил 8,707, благодаря чему он занял 243-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.