filmgourmand

Category:

Годовщина Приключения

15 мая 1960 года на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Микеланджело Антониони "Приключение".

На премьере фильм был освистан зрителями. Они сочли фильм безнравственным и непристойным. Микеланжело Антониони и Моника Витти вынуждены были даже демонстративно покинуть кинозал, чтобы не слышать свист и оскорбительный хохот в адрес фильма. Но уже при повторном просмотре та же аудитория оценила его вполне благосклонно. Настолько благосклонно, что фильму была присуждена специальная премия жюри «За новый киноязык и красоту его образности», в паре с японским фильмом Кона Итикавы "Ключ". (Кстати, впоследствии по мотивам этого японского фильма Тинто Брасс поставил свой фильм с таким же названием, в котором блистала Стефания Сандрелли).

Возможно, именно первоначальная "неадекватная реакция рафинированной публики", как назвал её российский кинокритик Евгений Нефёдов, на фильм Антониони помешала ему получить главную премию кинофестиваля - Золотую Пальмовую Ветвь, которая в итоге досталась другому итальянскому киношедевру - фильму "Сладкая жизнь" режиссёра Федерико Феллини. Впрочем, среди относительных "неудачников" фестиваля вместе с "Приключением" оказались "Баллада о солдате" Григория Чухрая, "Дыра" Жака Беккера, "Девичий источник" Ингмара Бергмана. Да, и ещё мог бы оказаться фильм "Неотправленное письмо" Михаила Калатозова, если бы советские киноначальники не отозвали заявку.

Годом позже фильм "Приключение" Микеланджело Антониони участвовал в конкурсе за британскую премию БАФТА в номинации Лучший иностранный фильм, но победа была присуждена фильму Билли Уайлдера "Квартира". 

Большинство кинокритиков отозвались на выход фильма хвалебными рецензиями. Но кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер в данном случае оказался верен себе и разразился весьма ехидной рецензией. "Смотреть "L'Avventura" ("Приключение" — FG) - все равно что пытаться следить за показом картины, у которой потерялось несколько барабанов с плёнкой. Именно тогда, когда кажется, что сюжет подходит к кульминационной точке или просто выкристаллизовывается определённая логическая последовательность, сюжет прыгает в сторону, в какую-нибудь случайную ситуацию, и кажется, что объяснение будет дано, возможно, тремя барабанами позже. Но, на самом деле, что же было пропущено, фильм никогда не объясняет. Сам Микеланждело Антониони объяснил это в интервью, данном нашей газете, тем, что он хотел заставить зрителя пошевелить мозгами. Это хорошо. Но для этого он должен был бы закрыть несколько больших чёрных дыр в фильме." Впрочем, мы много раз имели возможность убедиться в брюзгливом и предвзятом характере этого кинокритика. Иначе, с чего бы он работал в газете, являющейся рупором Демократической партии США.

А, впрочем, может дело не в ехидстве и брюзгливости колумниста The New York Times, а в, так сказать, в инфантильности его интеллекта? Ведь тот же Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звёздами из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии от 1997 года, признавался: "Когда я впервые увидел фильм, он не очень меня увлёк. Да это и понятно: мне ж было всего 18. Герои фильма скучали по образу жизни за пределами моих самых смелых мечтаний. Когда я, спустя 15 лет, читая лекции студентам, освещал этот фильм, я говорил о его затянутости и надуманности. И только недавно, вновь посмотрев этот фильм (в 1997 году Эберту исполнилось 55), я осознал, сколько страсти и ясной мысли Антониони привнесено в безмолвный крик отчаяния фильма."

Упомянутый выше Евгений Нефёдов, обладающий удивительной способностью разглядеть политическую подоплеку в самых, казалось бы, аполитичных картинах, так раскрыл глубинный смысл этого фильма: "Антониониевское «приключение» на поверку оказывается родственным «пограничной ситуации», в отдельные моменты заставляя ощутить непосредственную близость смерти… А это, в свою очередь, позволяет авторам выявить «разорванность сознания» не только отдельно взятых личностей, но и того общества, которое они представляют и в котором занимают не последние места. Шире – вскрыть противоречия, пока находящиеся в латентной форме, которые по-настоящему обнаружат себя без малого десятилетие спустя, вылившись в бурные социально-политические протесты. Расставание с прежними иллюзиями о мироустройстве – и отсутствие сил обрести новые воззрения. А как следствие, обречённость пребывать в состоянии тотального смятения, которое, по признанию режиссёра, «и есть правда фильма». Некоммуникабельность."

В СССР фильм не демонстрировался.

67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учетом изложенного выше рейтинг фильма "Приключение" по версии FilmGourmand'а составил 8,192, что позволило ему занять 478-е место в Золотой Тысяче. 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.