filmgourmand

Category:

Годовщина Экипажа

12 мая 1980 годы на экраны советских кинотеатров вышел фильм Александра Митты "Экипаж".

За время, прошедшее с момента премьеры этого фильма, о нём написано огромное количество статей, отзывов, рецензий и т.п. Практически все эти материалы в той или иной форме подчёркивают следующую информацию:

- эта картина стала первой в советском кинематографе, снятой в жанре "фильм-катастрофа";

- в этом фильме впервые в истории советского кино была показана эротическая сцена.

Директор картины Борис Криштул в своем интервью газете "Аргументы и факты" называет ещё один момент, в котором фильм "Экипаж" стал первым в советском кино. По его словам, эта картина - "первая спродюсированная, поскольку была снята не только на государственные деньги, но и на средства "Аэрофлота".  Наверное, в этих словах присутствует некоторая аберрация памяти, поскольку в годы создания картины и сам "Аэрофлот" со всеми потрохами принадлежал государству. Но, безусловно, предоставленные бесплатно для съемок самолёты, пусть и списанные по разным причинам, значительно повысили эффект достоверности. Да и символическая плата за аренду зданий аэропортов и прочей авиационной инфраструктуры позволила сэкономить довольно скудные средства бюджета картины на какие-то другие, более важные цели. 

Не знаю, как для других, но для меня и моих друзей, в то время студентов, этот фильм был очень ожидаемым. Дело в том, что незадолго до того, в 1978 году, вышла книга с двумя романами Артура Хейли: "Отель" и "Аэропорт". Книга была бешено популярной, по крайней мере, в нашем студенческом общежитии. Давалась она только на одну ночь. Ну, да это было в порядке вещей: в то время всеобщего голода на заслуживающие внимания литературные произведения все книги можно было получить у их счастливых обладателей только на одну ночь. Не по причине жадности, а из-за длиннющей очереди жаждущих печатного слова. Только книг типа "Малой земли" да материалов очередного съезда было как грязи, все сортиры были ими забиты. Туалетная бумага же тоже была в дефиците.

А потом мы узнали, что роман "Аэропорт" экранизирован. Правда, посмотреть эту экранизацию возможности не было. Зато в 1979 году довелось посмотреть итальянский фильм "Спасите Конкорд". Мне моя память подсказывает, что это было в рамках какой-то очередной недели итальянского кино. Но Кинопоиск даёт данные, что этот фильм-катастрофу посмотрели более 24 миллионов советских кинозрителей. Возможно, я что-то путаю. Но это не важно. А в начале 1980-го года какими-то неведомыми путями до киноклуба в нашем общежитии докатился американский фильм "Аэропорт-79". Может, страна готовилась к Олимпиаде, и власти пропустили то... что можно было бы и не пропускать. 

И вот на этом фоне мы узнаем, что к выходу готовится наш, отечественный фильм-катастрофа. Естественно, мы ждали его с большим нетерпением, и как только фильм появился в кинотеатрах, мы отправились смотреть. Признаюсь, первая серия нас немного обескуражила: мы-то шли на катастрофу, а тут мелодрама. Но уж вторая серия полностью оправдала наши ожидания. И даже превзошла их. По выходу из кинотеатра мы не сговариваясь сказали друг другу: "Да, мы можем!" Обама потом эти наши слова сделал лозунгом своей избирательной кампании.

Российский кинокритик Евгений Нефёдов впоследствии отразил наши впечатления в своей рецензии от 2013 года: "По сложности комбинированных съёмок в эпизоде, когда строители и члены их семей оказались окружены горами, с которых стремительно несётся горящий селевой поток, наши мастера с лёгкостью заткнули за пояс иностранных конкурентов. Такой величественной, с позволения сказать, картины всепроницающего, беснующегося (точно люди внезапно провалились в разверзнувшуюся бездну преисподней, запоздало вспомнив Господа и начав молиться) пламени не удавалось явить ни раньше, ни позже!"

А другой российский кинокритик - Сергей Кудрявцев - немного ранее - в 2006 году - объяснил, что то, что нас поначалу обескуражило - мелодраматизм - обеспечило успех картине: "успех фильма в немалой степени обязан счастливо найденному приёму сочетания приключенческих и мелодраматических моментов в жизни персонажей, а также благодаря общей романной структуре."

И в самом деле, первая часть фильма, где есть всё, что греет женскую душу: беременность незамужней девушки, бабник-меломан, стерва, обратавшая хорошего мужика, и т.п. - привлекла женщин-кинозрительниц. А вторая часть, полная острых ощущений, привела в кинотеатры мужскую половину аудитории. Как следствие,  в первый год фильм посмотрели более 71 миллиона советских кинозрителей. И по этому показателю фильм уступил только двум отечественным картинам, вышедшим на экраны в 1980 году: "Пиратам XX века" и "Москва слезам не верит".

И этот успех случился с фильмом несмотря не то, что по ходу съемок по разным причинам сменились практически все исполнители главных ролей: Георгий Жжёнов заменил Алексея Петренко, Анатолий Васильев заменил Николая Караченцова, Леонид Филатов заменил Олега Даля, а Александра Яковлева (тогда ещё Иванес) заменила Елену Проклову.

Иными словами, у зрителей 40-летней давности фильм пользовался бесспорным и огромным успехом. А как насчёт современных зрителей? На сайтах IMDB и Кинопоиск я нашёл несколько (правда, очень немного) зрительских отзывов, весьма сильно критикующих этот фильм. Главным образом, за технические недочёты. Впрочем, ничего удивительного: авторы этих разгромных отзывов родились тремя-пятью-семью годами спустя после премьеры фильма. Т.е., об уровне даже западных фильмов-катастроф, представленных хотя бы перечисленными выше, не имеют ни малейшего понятия. А между тем, оценки современных пользователей IMDB и Кинопоиска, выставленные "Экипажу", на порядок выше оценок вышеупомянутых итальянских и американских блокбастеров.

80% пользователей IMDB и Кинопоиска (т.е., современных кинозрителей) поставили фильму "Экипаж" Александра Митты оценки от 8 до 10, при этом 46% поставили максимальный балл - 10.

С учетом сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 7,985, благодаря чему он занял 728-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.