filmgourmand

Categories:

Годовщина Признания

29 апреля 1970 года на экраны французский кинотеатров вышел фильм Коста-Гавраса "Признание". Принято считать, что этот фильм является второй частью т.н. антитоталитарной трилогии Коста-Гавраса, первой частью которой был фильм "Дзета" 1969 года, а третьей - фильм "Осадное положение" 1972 года. Но мне кажется более правильной точка зрения Роджера Эберта, который добавляет к этой цепочке ещё один фильм - "Специальное отделение" 1975 года. Но, впрочем, это сугубо киноведческие тонкости, в которые мы вдаваться не будем.

Фильм "Признание" в первый год его демонстрации во Франции посмотрели 2,14 миллионов кинозрителей. Нельзя сказать, что это много. Например, лидер французского кинопроката 1970 года фильм "Жандарм на отдыхе" с Луи де Фюнесом посмотрели 4,87 миллионов. Но кинокомедии всегда опережали другие жанры по числу кинозрителей. Так что, для политического триллера два с лишним миллиона зрителей - это довольно много.

В декабре 1970 года фильм Коста-Гавраса добрался до кинотеатров США. Кассовый сбор фильма в Северной Америке составил 330 тысяч долларов, что эквивалентно сегодняшним 2,12 миллионам долларов. Не очень много. Но и не мало, особенно, если учесть, что американские зрители не очень горазды воспринимать зарубежные фильмы, тем более, на чужом языке. Почему и норовят сотворить римейк чуть ли не каждого стоящего зарубежного фильма.

Американские кинокритики весьма высоко оценили "Признание". Кинообозреватель The New York Times Винсент Канби в своей рецензии, озаглавленной "Коста-Гаврас описывает предательство верующего своей верой" писал: «Признание» - это реальная история Артура Лондона, верного коммуниста, который неоднократно подтверждал свою беззаветную веру в коммунистические идеалы, воюя в Интербригаде в Испании, затем в коммунистическом антинацистском подполье во Франции, а потом сохраняя веру в коммунизм в течение длительного срока в нацистском концентрационном лагере. В 1949 году г-н Лондон вернулся в родную Чехословакию из Франции, чтобы стать заместителем министра иностранных дел при коммунистическом правительстве президента Клемента Готвальда. Два года спустя, наряду с 13 другими ведущими чешскими коммунистами (11 из которых были евреями), г-н Лондон был арестован за измену и шпионаж и признан виновным в так называемом «процессе Сланского».

Короче говоря, фильм "Признание" чуть ли не с документальной точностью описывает события в социалистической Чехословакии 1952 года, когда коммунистическое руководство этой страны чуть ли не под копирку воспроизводит сталинские процессы 1937-1938 годов, когда одни верные ленинцы, герои Октябрьской революции и гражданской войны с воодушевлением и коммунистическим задором уничтожали других, таких же верных ленинцев, героев Октябрьской революции и гражданской войны. А заодно, во исполнение спущенных из Кремля планов, и сотни тысяч вообще непричастных граждан. Хозяйство-то было плановым. Само собой разумеется, что такой фильм не мог появиться на советских экранах. Более того, Ив Монтан, считавшийся другом Советского Союза, после этого фильма оказался персоной-нон-грата в СССР, были запрещены его песни, фильмы с его участием.

А ведь каким другом Советской власти числился! Дело в том, что Ив Монтан был выходцем из рабочей семьи. И не просто рабочей, а семьи убеждённого коммуниста, боготворившего Ленина, Сталина и иже с ними. А уж когда в 1955 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм "Плата за страх", обличавший "бесчеловечную капиталистическую систему эксплуатации", Ив Монтан в СССР стал преподноситься чуть ли не как герой революции. И в 1956 году Ив Монтан вместе со своей супругой Симоной Синьоре получили приглашение посетить Советский Союз. Причём, программой визита предусматривались концерты, записи пластинок и т.п. А в 1956 году, как известно, грянули венгерские события. Известно, что эти события довольно сильно обескуражили Монтана. Появились сомнения в целесообразности запланированного визита. Но они с женой решили всё же выполнить договорённости. Тем более, как я понимаю, и финансовые соображения играли немаловажную роль. И то, что Монтан не отказался от планов посетить Советский Союз, в то время как многие деятели искусства западных стран выразили однозначное осуждение действиям СССР в Венгрии и объявили что-то вроде бойкота Советскому государству, подняло Монтана в глазах советского руководства на невиданную высоту.

Но прошло время, и грянул 68-й год: Чехословакия. И тут Монтан, по представлениям советского руководства, оказался предателем коммунистических идеалов, присоединившись к числу западных звезд кино и эстрады, резко осудивших ввод советских войск в Чехословакию. И не просто присоединившись, но сыграв главную роль в фильме Коста-Гавраса. Более того, сам Монтан, правда, гораздо позже, в 1991 году в интервью журналу Paris Match признавался, что считал для себя эту роль чем-то вроде искупления за половинчатую позицию, проявленную в 56-м. (Paris Match, p. 63, 21 November 1991 No. 2217) И для большей убедительности и натуральности исполнения этой роли он специально похудел на 17 килограммов.

Коста-Гаврас неоднократно подчёркивал, что он снял не антикоммунистический, а антисталинистский фильм. И это подтверждается, помимо прочего, финальным кадром фильма, в котором показан лозунг, популярный у народа Чехословакии в 1968 году: "Ленин, проснись: они сошли с ума". И Монтан играет в этом фильме не какого-нибудь диссидента или злобствующего антикоммуниста, а совсем напротив, убеждённого коммуниста, просто в силу неотъемлемых свойств тоталитарной системы оказавшегося в её жерновах. И тот факт, что и этот фильм, и сам Монтан оказались запрещёнными в СССР, убедительно показывает, что в этой стране никогда власть не порывала со сталинизмом.

Роджер Эберт, оценивший фильм "Признание" максимальными 4-мя звёздами и включивший его в свой список "Великих фильмов", свою рецензию на фильм завершает таким философским заключением: "Я полагаю, что после просмотра фильма «Признание» вы обязательно придёте к выводу, что человечество обладает ужасающей способностью преследовать и казнить своих членов только ради идеи, которая буквально несколько лет спустя может оказаться преданной абсолютному забвению". 

Роджер Эберт был не далеко не единственным критиком, высоко оценившим фильм Коста-Гавраса. По данным сайта Rotten Tomatoes фильм "Признание" представляет собой редкий случай полного, 100%-ного консенсуса профессиональных кинокритиков. Т.е., исключительно положительные рецензии, ни единой негативной. Что касается зрительской оценки, то 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. И вот на фоне столь благожелательного отношения к этому кинопроизведению со стороны кинокритиков и кинозрителей - полное отсутствие каких-либо номинаций на европейских кинофестивалях. Ну, если точнее, в Европе фильм получил только номинацию на британскую премию БАФТА в категории "Приз ООН". Официальный статут этого приза провозглашает, что присуждается он "за лучший фильм, воплощающий один или несколько принципов Устава ООН". Пальма первенства в борьбе за этот приз была отдана американской развесёлой комедии "Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.", наполненной порой пошлыми, порой скабрезными шутками на тему военной медицины.

А за океаном фильм Коста-Гавраса получил единственную номинацию - на премию "Золотой Глобус" в категории Лучший фильм на иностранном языке. Но и здесь в итоге предпочтение было отдано довольно стандартному триллеру "Пассажир дождя" Рене Клемана. Американская киноакадемия даже не обратила внимания на фильм Коста-Гавраса.

Вот я и задаюсь вопросом: чем объясняется полное отсутствие кинематографических наград у фильма "Признание? То ли страхом кинематографических кругов Запада перед Советским Союзом, то ли раздражением всё тех же кругов антитоталитарной направленностью картины Коста-Гавраса?

По версии FilmGourmand'а рейтинг фильма "Признание" составил 8,074, что позволило ему занять 615 место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.