filmgourmand

Categories:

Страны и фильмы: Чехословакия

Кинематограф Чехословакии (именно Чехословакии, а не Чехии; о лучшем фильме Чехии мы писали здесь) представлен в Золотой Тысяче 7-ю кинопроизведениями. Список этих фильмов возглавляет картина режиссёров Яна Кадара и Эльмара Клоса "Магазин на площади".

Литературной основой фильма "Магазин на площади" послужил рассказ Ладислава Гросмана "Прошлое", опубликованный в 1962 году. Ладислав Гросман, выросший в семье словацких евреев, испытал на себе все тяготы, выпавшие на долю еврейского народа в годы Второй Мировой войны. Его родители и трое из пяти братьев погибли под немецкой бомбёжкой, а сам он прошёл т.н. "трудовой лагерь", организованный нацистами для молодых и здоровых евреев.

В 1964 году Ладислав Гросман при участии Яна Кадара и Эльмара Клоса переработал свой рассказ в сценарий под названием "Магазин на площади". Ян Кадар родился в еврейской семье в Будапеште и во время войны тоже претерпел все ужасы Холокоста. Его родители и сестра были уничтожены нацистами в Освенциме, а сам Кадар, как и Гросман, был отправлен в "трудовой лагерь". Вполне естественно, что тема Холокоста и т.н. "ариизации" нашла своё отражение в главном произведении, принесшем всемирную славу режиссёрам и авторам сценария фильма "Магазин на площади".

Премьера фильма "Магазин на площади" состоялась 20 мая 1965 года на Каннском международном кинофестивале, где этот фильм был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь. Но жюри фестиваля под председательством Оливии де Хэвиленд сочло более достойным этой награды фильм Ричарда Лестера "Сноровка... и как её приобрести". А, между тем, среди 26 номинантов на главную премию, помимо фильма "Магазин на площади", были такие замечательные картины, как японский фильм "Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном" режиссёра Масаки Кобаяси или британская картина "Холм" Сидни Люмета. Картина Яна Кадара и Эльмара Клоса удостоилась специального упоминания за актёрскую игру Йозефа Кронера и Иды Камински.

В начале 1966 года картина чехословацких кинематографистов получила премию Оскар как Лучший фильм на иностранном языке. Причём, в споре за эту премию фильм "Магазин на площади" обошёл такие кинопроизведения, как "Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном" режиссёра Масаки Кобаяси и "Брак по-итальянски" Витторио Де Сики. А ещё через год, в 1967 году, Яна Кадар и Эльмар Клос были награждены Золотой Тарелкой  Итальянской киноакадемии. Кстати, той же наградой в том году были отмечены Ингмар Бергман и продюсер французской кинокомедии "Большая прогулка" Робер Дорфман.

Об оценке фильма "Магазин на площади" со стороны кинокритиков говорит тот факт, что сайт Rottentomatoes не смог найти ни единой сколько-нибудь негативной рецензии на фильм. И даже вечно брюзжащий и въедливый Босли Кроузер в своем обзоре для The New York Times назвал этот фильм «одной из самых захватывающих и разрушительных европейских картин, которые я когда-либо и где-либо видел», и отметил, что этот фильм вселяет «надежду на то, что ужасная несправедливость, совершаемая в отношении невинных людей, может принести некоторое осознание необходимости братства».

Российский кинокритик Владислав Шувалов обратил внимание на ещё одну важную особенность фильма: "…Сегодня, когда отношения к различным аспектам Второй мировой войны обросли штампами и мифами, поражает честность и смелость режиссёров (кстати, Ян Кадар сам прошёл через концлагерь, что исключает провокационные претензии в его адрес). Кадар и Клос находят возможность трагикомического и даже абсурдно-сюрреалистического интонирования на суровом драматическом материале войны, проводят параллели между полицейскими режимами фашистской Словакии и социалистической Чехословакии, наконец, создают пронзительную драму "маленького человека", безвестно сгинувшего в жерновах военного времени."

Хотелось бы добавить, что в фильме можно узреть параллели не только с Чехословакией времён коммунистического режима, но и с современной Россией. Я имею в виду фразу, которую произносит мудрый еврей-парикмахер: "Там, где по закону наказывают невинных, там всему конец. Даже тем, кто пишет эти законы".

Об оценке фильма "Магазин на площади" рядовыми зрителями говорят его рейтинги на сайтах IMDB и Кинопоиск. 74% пользователей этих сайтов поставили фильму оценки от 8 до 10. А 26% пользователей оценили фильм по максимуму - "десяткой".

С учетом сказанного, рейтинг фильма режиссёров Яна Кадара и Эльмара Клоса "Магазин на площади" по версии FilmGourmand'а составил 9,241, благодаря чему он занимает 118-е место в золотой Тысяче.

Кроме фильма "Магазин на площади" в Золотую Тысячу вошли следующие картины чехословацких кинематографистов:

- Поезда под пристальным наблюдением, режиссёр Иржи Менцель, 1966. Рейтинг фильма - 8,677; 255-е место в Золотой Тысяче.

- Любовные похождения блондинки, режиссёр Милош Форман, 1965. Рейтинг фильма - 8,292; 411-е место в Золотой Тысяче.

- Три орешка для Золушки, режиссёр Вацлав Ворличек, 1973. Рейтинг фильма - 8,028; 678-е место в Золотой Тысяче.

- Маркета Лазарова, режиссёр Франтишек Влачил, 1966. Рейтинг фильма - 7,935; 818-е место в Золотой Тысяче.

- Сжигатель трупов, режиссёр Юрай Герц, 1969. Рейтинг фильма - 7,926; 828-е место в Золотой Тысяче.

- Молот ведьм, режиссёр Отакар Вавра, 1969. Рейтинг фильма - 7,809; 978-е место в Золотой Тысяче.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.