filmgourmand

Category:

День рождения Красной Бороды

3 апреля 1965 года на экраны японских кинотеатров вышел фильм Акиры Куросавы "Красная Борода". 

Литературной основой сценария фильма послужил роман японского писателя Сюгоро Ямамото "Клиника Красной Бороды". В сценарий фильма также вплетена сюжетная линия романа Фёдора Михайловича Достоевского "Униженные и оскорблённые".

Следующей, после Японии, страной, где был показан фильм "Красная Борода", стала Италия, где картина Акиры Куросавы приняла участие в Венецианском международном кинофестиваля и была номинирована на главную премию этого фестиваля - Золотого Льва. 

В борьбе за Золотого Льва фильм Куросавы уступил фильму Лукино Висконти "Туманные звезды Большой Медведицы" и в этом качестве проигравшего составил компанию целому ряду выдающихся кинопроизведений, в том числе фильму Марлена Хуциева "Мне двадцать лет (Застава Ильича)". Но жюри кинофестиваля под председательством итальянского поэта Карло Бо не оставило без наград фильмы Хуциева и Куросавы. Фильм "Мне двадцать лет (Застава Ильича)" был удостоен специального приза жюри, а фильм "Красная Борода" получил премию за лучшую мужскую роль (Тосиро Мифунэ).

В начале следующего, 1966-го, года фильм Куросавы был номинирован на американскую премию Золотой Глобус как лучший фильм на иностранном языке, но уступил эту премию фильму Федерико Феллини "Джульетта и духи".

Процент положительных рецензий американских кинокритиков, по данным сайта Rotten Tomatoes, относительно невысокий - всего 73%. Например, в архивах газеты The New York Times я вообще не нашёл упоминания об этом фильме, хотя он и участвовал в нью-йоркском кинофестивале в сентябре 1965 года. Однако, авторитетнейший американский кинокритик Роджер Эберт посвятил этому фильму аж две рецензии, одну в 1969 году, другую - в 2010 году. Эберт оценил этот фильм Куросавы по максимуму - 4-мя звездами - и включил его в свой список "Великих фильмов".

В своей рецензии 1969 года Эберт писал: ""Красная Борода" Акиры Куросавы скомпонована с глубиной и тщанием  хорошего романа 19-го века, и на фоне современных стильно фрагментированных фильмов приятно наблюдать, как режиссер использует экранное время, чтобы полностью и скрупулёзно развить характеры своих героев." А в рецензии 2010 года Эберт пишет: "«Красная Борода» - это длинный и тщательно обдуманный фильм, как и должно быть, поскольку уроки великого доктора не могут быть преподаны путём простановки галочек в тестах. Врачи должны какое-то время наблюдать за смертными ложами и учиться познавать пациентов. А всем нам нужно наблюдать, как человек, который считает себя ущербным, может быть вполне хорошим. И как человек, который имеет незаурядное высокое мнение о себе, может научиться добру через смирение. Я считаю, что этот фильм должен смотреть каждый студент-медик." А я считаю, что этот фильм Куросавы, хотя и все его фильмы никогда не утрачивают актуальности, но этот - особенно, чрезвычайно актуален сегодня, когда на всей планете бушует коронавирус.

И вот что удивительно и показательно: фильмы Куросавы "добирались" (если добирались) до экранов советских кинотеатров, как правило, спустя многие годы после премьеры. Но "Красную Бороду", если верить Сергею Кудрявцеву  (а у нас нет оснований ему не верить) советские кинозрители смогли увидеть буквально через каких-то полтора года (всего-то!) после премьеры в Японии. Т.е., даже советская цензура чрезвычайно высоко оценила это творение великого Мастера.

А об оценке фильма зрителями говорит такая цифра: более 76% пользователей IMDB Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого и приведённых выше показателей успеха рейтинг картины по версии FilmGourmand'а составил 9,185, что позволило ей занять 127-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.