filmgourmand

Category:

Годовщина Подполья

1 апреля 1995 года на экраны кинотеатров Федеральной Республики Югославии вышел фильм Эмира Кустурицы, который на сербском языке назывался "Подземље". Что в переводе означает "подполье". Иногда ещё это слово переводят как "подземелье". Или даже "метро", поскольку иногда метро мы называем "подземкой". 

Однако, в создании фильма принимали участие 11 кинокомпаний, представляющих 6 европейских стран. В связи с этим фильм имел и международное название "Underground". Мне кажется, в этих условиях российские кинопрокатчики вольны были выбрать для проката в России любое название. Я бы выбрал исходное - славянское - название. Точно так же, как сделал Сергей Кудрявцев, дав в своей рецензии такое название фильма: "Подполье - Жила-была одна страна" ("Жила-была одна страна" - это название телевизионной 5-часовой версии фильма). Тем более, что такое название - "Подполье" - абсолютно совпадает с темой фильма, и именно это слово многократно используется в картине.

Но российские кинопрокатчики, менталитет которых то ли не очень отягощён осознанием принадлежности к славянству, то ли вообще не отягощён высоким интеллектом, выбрали более чем странное решение: они дали фильму название-транслит - "Андеграунд". Ну, а тогда почему бы, следуя той же логике, не называть идущие в прокате фильмы, например, "Уанс эпан э тайм ин Холливуд", или "Зе Инвизибл Мэн", ну и так далее. Тем более, что любой грамотный человек в России на вопрос, что такое анде(р)граунд, ответит примерно так же, как на этот вопрос отвечает Википедия: "Андеграунд — ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре." И, понятное дело, это определение никоим образом не связано с темой фильма Кустурицы. Ну, так то ж грамотный. А здесь - российский кинопрокатчик.

Хотя, есть у меня одно маленькое подозрение, что такое "мудрёное" название было предпослано фильму Кустурицы вовсе не случайно. Я, например, заметил, что на сайте IMDB названия русскоязычных фильмов, которым отказано в прокате на территории США, тоже даются в транслите. А если фильму открывается дорога на экраны американских кинотеатров, то его название переводится на английский вполне добросовестно, адекватно. Но об этом чуть позже...

Итак, в апреле 95-го фильм "Подполье" (будем последовательны) вышел на экраны в Федеральной Республики Югославии, хотя к тому времени процесс расчленения государства, известного в своё время как СФРЮ, вступил в завершающую стадию. А меньше двух месяцев спустя этот фильм был удостоен Золотой Пальмовой Ветви Каннского международного кинофестиваля. И это несмотря на то, что буквально с момента выхода фильма на экраны он был подвергнут оголтелой критике со стороны ряда французских критиков. 

Так, считающийся интеллектуалом в некоторых довольно узких кругах Бернар Анри-Леви, которого иногда называют "человеком, чей разум разрушен его собственным эго", просто тупо повторял обвинения боснийских мусульман в адрес Кустурицы в том, что он предал свой народ, отказался от своих этнических корней и перешёл на сторону противника. И это предательство, дескать, было подтверждено в третьей части "Подполья". Некоторые другие французские "интеллектуалы" обвинили фильм Кустурицы в пропаганде сербского национализма. Причём, сделали это ещё до просмотра фильма. Ну, точ-в-точь, как некоторые убеждённые коммунисты в своё время хулили "Доктора Живаго": "Пастернака не читал, но знаю: роман вредный". Уровень один и тот же.

Но жюри Каннского кинофестиваля под председательством Жанны Моро, осталось глухо к этим нападкам. Хотя, надо отметить, вряд ли кто будет отрицать, что среди номинантов на Золотую Пальмовую Ветвь в том году не было достойных конкурентов фильму Кустурицы.

Впрочем, не только франко-еврейские культурологи и политологи глумились над фильмом и его автором, обвиняя последнего буквально в фашизме, но и некоторые "интеллектуалы" из бывших югославских республик и даже из самой Сербии жестко критиковали "Подполье". В основном за то, что автор не скрывал сожаления по поводу распада Югославии. Причём, критиковали настолько жестко, что Кустурица вынужден был пригрозить уходом из кино, если эти нападки не прекратятся.

Лично я при просмотре фильма буквально физически ощущал боль Кустурицы от осознания гибели его родной страны. И с моей точки зрения - это самое большое достоинство картины, за которое можно простить некоторые её огрехи, в частности, затянутость ряда сцен.

Тем не менее, Сербия выдвинула "Подполье" на соискание премии Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Но члены Американской киноакадемии в число номинантов на Оскара фильм Кустурицы не включили. И в итоге состав номинантов оказался настолько слабым, что победителем был признан нидерландский фильм "Антония". Видели этот фильм? Лучше "Подполья"?

Хотя Американская киноакадемия отказала фильму "Подполье" в праве на участие в борьбе за премию Оскар, американские кинокритики в целом весьма благосклонно оценили это творение Кустурицы. Так, например, кинообозреватель влиятельной New York Times Жанет Маслин так отозвалась о картине: "Хотя политическая составляющая «Подполья» подвергалась критике со стороны международной аудитории (фильм по-прежнему не имеет американского дистрибьютора, несмотря на очевидные достоинства, которые перевешивают его эксцентричность), дебаты в значительной степени бессодержательны. У этого наполненного жизнью и не очень тонким юмором рассказа о двуличии нет скрытой повестки дня. Центральной идеей г-на Кустурицы становится смелая, открытая сатира в адрес политического мошенничества, обманывающего все общество, и коррупции, которая позволяет одному человеку процветать за счет своего дорогого друга".

Один из наиболее авторитетных российских кинокритиков, Сергей Кудрявцев, оценил фильм Кустурицы 8-ю баллами по 10-балльной шкале и в своей рецензии от 2006-го года так охарактеризовал этот фильм: "Может создаться впечатление, что “Подполье” - это растянутый до размеров весьма причудливого (порой чуть ли не сюрреалистического) сказания обычный анекдот из серии про партизан, которые так и не узнали об окончании войны и продолжали по-прежнему прятаться в потайных местах, изредка совершая дерзкие вылазки, направленные против захватчиков родной земли. Но исходная комическая ситуация служит для Эмира Кустурицы лишь поводом для создания широкомасштабной фантасмагории всей окружающей действительности за последние полвека, когда каждый индивид поневоле ощущал себя пленником времени, горделиво уповая на то, что на самом-то деле является заложником вечности. Однако вечное оказалось скоротечным, а не лишённая пафоса борьба за существование - обыкновенным бегством от реальности, аналогом трусливого закапывания головы страуса в песок. Подполье же превратилось в подобие склепа с заживо погребёнными людьми." 

Во второй половине 90-х годов официальные премьеры фильма "Подполье", несмотря на всю критику в его адрес, прошли практически во всех странах Европы и Западного полушария. Только не в России. В ельцинской России, руководство которой гордилось причастностью к распаду великой страны, фильм, автор которого открыто сожалел о гибели своей страны, пришёлся, что называется, "не ко двору". Да, его можно было посмотреть на VHS или на DVD. Но и тут российские кинопрокатчики, видимо, чтобы потрафить государственной политике дали фильму несуразное название, не способствующее привлечению внимания к нему со стороны потенциальных кинозрителей. Официальная премьера картины в России состоялась только в 2001 году. Сами понимаете, в силу каких политических изменений в стране. Но название менять было уже поздно.

Ну, и в заключение - об успехе фильма у зрителей. По данным Википедии "общие мировые сборы фильма составили 17 155 263 долларов США. В США было собрано $ 6 719 864, в России — $ 195 000." Как говорится, почувствуйте разницу. Т.е., фильм окупился в прокате, поскольку бюджет его составлял 14 миллионов долларов. И это уже хорошо, учитывая все обстоятельства.

Больше 73% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого и других, приведённых выше, показателей успеха, рейтинг фильма, по версии FilmGourmand'а, составил 8,138, что позволило картине занять 539-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.