filmgourmand

Category:

Сирано де Бержерак

28 марта 1990 года на экраны кинотеатров во Франции вышел фильм Жана-Поля Раппно "Сирано де Бержерак".

Много разных детских воспоминаний у меня связано с этим произведением. В данном случае я говорю об одноимённой пьесе Эдмона Ростана, по которой поставлен этот фильм. Дело в том, что, когда я учился в школе и участвовал в драмкружке, наш руководитель, актёр городского ТЮЗа, пригласил нас поучаствовать в массовке в спектакле "Сирано де Бержерак", в котором он сам играл Карбона Кастель-Жалу. В конце концов получилось так, что из всех участников драмкружка я один "остался на сцене" - изображал парижского беспризорника.

В течение нескольких месяцев практически каждый день у меня был связан с этой постановкой. Сначала - репетиции, потом - спектакли. Как следствие, эту пьесу Ростана я выучил практически наизусть. Ну, и узнал многое о театральной жизни и работе актёров, так сказать, изнутри. 

Как я уже сказал, детских воспоминаний с этим творением Ростана связано много. Но одним хочется поделиться.

Как правило, я приходил в театр за полтора часа до начала спектакля. Хотя особой необходимости в том не было: никакого грима мне требовалось, костюм самый простой, да и в "образ", понятное дело, вживаться не было особой нужды. Мне просто было интересно всё: и как актёры гримируются, настраиваются, как рабочие сцены монтируют декорации и т.д. и т.п. А многие актёры прибегали буквально минут за 20-30.

И вот как-то раз, придя, как обычно, за полтора часа до начала, я увидел, что все актёры на месте и, что называется, "в боевой готовности". Я спросил, что случилось. Ответом было: "Фурцева будет на спектакле". Мне, честно говоря, в тот момент этот ответ ничего не прояснил. Кто такая Фурцева, мне, тогдашнему семикласснику, было абсолютно невдомёк. Но главное, что из-за этой Фурцевой спектакль должен был начаться не как обычно, в 19:00, а на час раньше. 

И вот, в 18:00, после всех трёх положенных звонков, занавес открылся, и мы со сцены увидели, что в зале сидят 5 человек. Так и играли первый акт при пустом зале.

Потом уже очевидцы рассказывали, что Фурцева, оказавшаяся по каким-то делам в нашем городе, спонтанно решила посетить спектакль ТЮЗа. Но потребовала, чтобы спектакль начали на час раньше, поскольку у неё было своё расписание. Ну, актёров-то кое-как оповестили. А как зрителей оповестишь? И в итоге зрители, заплатившие за билет и пришедшие вовремя, смогли посмотреть спектакль только начиная со второго акта. Вот такие люди командовали отечественной культурой в начале 70-х. Вот так советские министры культуры относились к людям. Настоящие коммунисты!

Но, впрочем пост наш не о нём (не о спектакле), а о фильме.

Назвать точное число театральных постановок пьесы Эдмона Ростана, написанной и опубликованной в самом конце XIX-го века, наверное, не сможет никто. Я смею это утверждать на том основании, что, например, Википедия, перечисляя постановки пьесы, не упоминает постановку в нашем ТЮЗе. А ведь таких, наверняка, было много. Наверное, только пьесы Шекспира могут соперничать с этой пьесой Ростана по популярности в театральном мире. Что касается экранизаций, то, по моим подсчётам, около двух десятков тоже наберётся. Но лучшей из них, если судить по зрительским оценкам, отзывам кинокритиков и прочим показателям, является экранизация, осуществлённая Жаном-Полем Раппно с Жераром Депардьё в главной роли.

Фильм Раппно получил 31 кинопремию, в том числе у себя во Франции "Сирано де Бержерак" получил 10 премий Сезар. А сам Жан-Поль Раппно получил премию "Сезар Сезаров". Но не только у себя дома фильм получил признание кинематографистов. В Италии он был удостоен премии Давид ди Донателло, а в США - Золотого Глобуса. В обоих случаях - как лучший иностранный фильм. 

Кроме того, "Сирано де Бержерак" получил несколько престижных номинаций. В 1990 году фильм был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля, но жюри кинофестиваля под председательством Бернардо Бертолуччи отдало предпочтение фильму Дэвида Линча "Дикие сердцем". В том же 1990 году фильм Раппно был номинирован на премию Европейской киноакадемии, но она, академия, присудила эту премию фильму Джанни Амелио "Открытые двери". Честно говоря, этот фильм я не видел, но судя по оценкам кинозрителей, - ничего особенного. Аналогичная история имела место с номинацией фильма "Сирано де Бержерак" на британскую премию БАФТА: и здесь британские киноакадемики фильму Раппно предпочли фильм Михаэля Ферхёвена "Дрянная девчонка". И вновь вынужден признаться, что не видел этот фильм. Но не очень высокие его оценки со стороны кинозрителей позволяют усомниться в данном случае в достаточной степени объективности и квалифицированности британских киноакадемиков.   

В 1991 году "Сирано де Бержерак" был номинирован на премию Оскар в категории лучший фильм на иностранном языке. Но и здесь киноакадемики отдали предпочтение швейцарскому фильму "Путешествие надежды". Кто-нибудь видел этот фильм? Поделитесь впечатлениями. А то у меня сложилось впечатление, что и в этом решении Американской киноакадемии было больше политики, а точнее, политкорректности, чем художественного вкуса. Основанием тому служат отсутствие отзывов на Кинопоиске и весьма скромная оценка того же Роджера Эберта.

Впрочем, российский кинокритик Евгений Нефёдов объясняет такое "необъяснимое" решение Американских киноакадемиков "подлой кампанией, развязанной против Жерара Депардье в прессе США, помешавшей коммерческому успеху картины", в связи с которой министр культуры Франции Жак Ланг даже вынужден был направить официальную ноту протеста.

Но Роджер Эберт, вразрез с мнением Американских киноакадемиков, оценил фильм "Сирано де Бержерак" гораздо выше, чем оскароносное "Путешествие надежды". В своей рецензии 1990 года он написал: "«Сирано де Бержерак» - великолепный фильм не только потому, что он рассказывает свою романтическую историю и делает его визуально восхитительным, ... но и по другой причине: фильм действует так, как будто он верит в эту историю." Правда, Эберт не поставил фильму максимальные 4 звезды, ограничившись тремя с половиной звездами. Но это вполне объяснимо, если учесть его собственное признание: "Я взял себе за правило никогда не иметь ничего общего с теми, кто инстинктивно не любит Сирано, и я больше всего чувствую родственную душу в тех, кто отождествляет себя с ним." Понятно, что "Сирано де Бержерак" Ростана - это идеал для Эберта. А идеал недостижим.

Что касается зрительских оценок, то 58% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом всех перечисленных показателей успеха картины, её рейтинг по версии FilmGourmand'а составил 9,232, что позволило фильму занять 119-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.