filmgourmand

Categories:

111 лет Акире Куросаве

23 марта 1910 года в Токио в семье потомка самураев Исаму Куросавы, работавшего  директором младшей средней школы армейского института физического воспитания, и его жены Симы, имевшей купеческое происхождение, родился восьмой ребёнок - Акира. 

Акира Куросава в момент вручения почётного Оскара в 1990 году.
Акира Куросава в момент вручения почётного Оскара в 1990 году.

Исаму Куросава придерживался западных традиций и видел огромную роль театра и кино в детском воспитании и образовании, благодаря чему Акира первые фильмы посмотрел уже в 6-летнем возрасте. В школе у Акиры проявилась любовь к рисованию, а также к каллиграфии и фехтованию. 

Кагемуся: Тень воина. 1980. Рейтинг фильма - 10,968. 11-е место в Золотой Тысяче.

Большую роль в привитии Акире любви к кинематографу сыграл его старший брат Хейго, который работал в токийских кинотеатрах переводчиком иностранных немых фильмов. В начале 30-х годов в связи с появлением звукового кино Хейго остался без работы и покончил с собой, а 4 месяца спустя умер ещё один брат Акиры. У него остались только сёстры.

Ран. 1985. Рейтинг фильма - 10,164. 34-е место в Золотой Тысяче.
Ран. 1985. Рейтинг фильма - 10,164. 34-е место в Золотой Тысяче.

В 1935 году недавно созданная киностудия Photo Chemical Laboratories (P.C.L.), которая впоследствии стала знаменитой под названием Toho, объявила конкурс на замещение вакансии помощника режиссера. От соискателей требовалось представить эссе с анализом достоинств и недостатков японского кино. Эссе Акиры Куросавы понравилось директору киностудии Кадзиро Ямамото больше всех, и Куросава был принят на работу. 

Расёмон. 1950. Рейтинг фильма - 9,561. 80-е место в Золотой Тысяче.

В течение 5 лет Куросава работал на студии, продвигаясь по карьерной лестнице от третьего помощника режиссёра до главного помощника. И одновременно набираясь необходимых опыта и знаний, поскольку специального образования у него не было. По совету Кадзиро Ямамото Акира Куросава освоил также профессию сценариста.

Дерсу Узала. 1975. Рейтинг фильма - 9,384. 93-е место в Золотой Тысяче.

В 1941 году Акира Куросава выступал в роли главного помощника режиссёра на съемках фильма "Лошадь". Режиссёром был Кадзиро Ямамото. Но, являясь одновременно директором киностудии, Ямамото был вынужден часто отсутствовать на съемках. И во время его отсутствий Куросава руководил съемочным процессом. Ямамото был очень признателен Куросаве за его работу и в знак его признательности в титрах Куросава был указан не как ассистент режиссёра, а как со-режиссёр фильма. А в 1943 году Акира Куросава уже полностью самостоятельно снял свой первый полнометражный художественный кинофильм "Легенда о великом мастере дзюдо".

Семь самураев. 1954. Рейтинг фильма - 9,308. 102-е место в Золотой Тысяче.
Семь самураев. 1954. Рейтинг фильма - 9,308. 102-е место в Золотой Тысяче.

Акира Куросава за более полувека своей кинорежиссёрской деятельности снял самостоятельно 29 полнометражных художественных кинофильмов и ещё 3 в содружестве с другими режиссёрами. 15 из 32 фильмов вошли в Золотую Тысячу FilmGourmand'a. Благодаря этому показателю Акира Куросава включён в список 100 самых великих режиссёров мирового кино, составленном FilmGourmand'ом, и занимает в этом списке одно из высших мест.

Красная борода. 1965. Рейтинг фильма - 9,185. 127-е место в Золотой Тысяче.

В 1999 году американский журнал AsianWeek совместно с телекомпанией CNN включили Акиру Куросаву в список "Азиатов Века". Всего в этом списке 5 представителей азиатского континента, в том числе, кроме Куросавы, Дэн Сяо-пин, Акио Морита, Чарльз Као и Махатма Ганди.

Три негодяя в скрытой крепости. 1958. Рейтинг фильма - 8,670. 260-е место в Золотой Тысяче.
Три негодяя в скрытой крепости. 1958. Рейтинг фильма - 8,670. 260-е место в Золотой Тысяче.

За свою режиссуру Акира Куросава получил в общей сложности 17 наград различных кинофестивалей (Уточняем: имеются в виду кинонаграды присуждённые Куросаве именно как режиссёру. В это число не входят кинонаграды, присуждённые его фильмам, за лучшие сценарии, за общий вклад в мировое киноискусство и т.д.). В числе этих наград - весьма престижные премии БАФТА, Берлинского кинофестиваля, Давид ди Донателло... Но нет ни одной премии Оскар. Всего один раз Куросава как режиссёр был номинирован на премию Оскар (с фильмом "Ран" в 1986 году), но американские киноакадемики в том году отдали предпочтение американскому режиссёру Сидни Поллаку - за режиссуру фильма "Из Африки".

Рай и ад. 1963. Рейтинг фильма - 8,539. 306-е место в Золотой Тысяче.
Рай и ад. 1963. Рейтинг фильма - 8,539. 306-е место в Золотой Тысяче.

Впрочем, воздадим должное, в 1990 американские киноакадемики таки присудили Куросаве в честь его 80-летия премию Оскар "За кинематографические достижения, которые вдохновляли, восхищали, обогащали и развлекали мировую аудиторию и влияли на кинематографистов во всем мире". "За выслугу лет", так сказать, - как чиновникам "почётную грамоту" перед выходом на пенсию. Ну, хоть так.

Жить. 1952. Рейтинг фильма - 8,269. 423-е место в Золотой Тысяче.
Жить. 1952. Рейтинг фильма - 8,269. 423-е место в Золотой Тысяче.

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт писал об Акире Куросаве: "Он сочетал в себе два качества, которые не всегда встречаются у кинематографистов: он был визуальным стилистом и вдумчивым гуманистом. В его фильмах была смелая, волнующая визуальная свобода и глубокое человеческое понимание. Он часто снимал фильмы о героях, но их задача заключалась не просто в победе; а в том, чтобы сделать правильный этический выбор."

Телохранитель. 1961. Рейтинг фильма - 8,165. 505-е место в Золотой Тысяче.
Телохранитель. 1961. Рейтинг фильма - 8,165. 505-е место в Золотой Тысяче.

То, что кинокритик пишет о кинорежиссёре в комплиментарном стиле - вполне понятно и даже обыденно. Другое дело, когда о режиссёре произносят хвалебные слова другие режиссёры, обычно весьма ревнивые к чужой славе. Но о Куросаве и самые великие режиссёры говорили исключительно восторженно. Например, Федерико Феллини: «Думаю, он величайший пример того, каким должен быть автор в кино. Я чувствую, что его способ рассказывать истории связан кровными узами с моим».

Трон в крови. 1957. Рейтинг фильма - 8,069. 619-е место в Золотой Тысяче.
Трон в крови. 1957. Рейтинг фильма - 8,069. 619-е место в Золотой Тысяче.

Андрей Тарковский: «Главное — его современные герои, современные проблемы, способ изучения жизни. ... Очень глубокий художник, который так показывает нам психологические связи, развитие персонажей и сюжетных линий, видение мира, что его рассказ о Средневековье заставляет думать о современном мире. Ты вдруг думаешь, что уже знаешь все это. Это работает по принципу узнавания. И это величайшее качество искусства, согласно Аристотелю».

Телохранитель 2: Отважный Сандзюро. 1962. Рейтинг фильма - 8,056. 641-е место в Золотой Тысяче.
Телохранитель 2: Отважный Сандзюро. 1962. Рейтинг фильма - 8,056. 641-е место в Золотой Тысяче.

Бернардо Бертолуччи: «Фильмы Куросавы подтолкнули меня стать режиссером».

Плохие спят спокойно. 1960. Рейтинг фильма - 7,951. 787-е место в Золотой Тысяче.

Мартин Скорсезе: «Его влияние на режиссеров со всего мира глубоко и почти несравнимо.... Куросава — мой учитель и ... учитель многих других режиссеров на протяжении стольких лет». 

Бездомный пес. 1949. Рейтинг фильма - 7,856. 923-е место в Золотой Тысяче.
Бездомный пес. 1949. Рейтинг фильма - 7,856. 923-е место в Золотой Тысяче.

В связи с годовщиной со дня рождения великого Мастера мы предлагаем поклонникам его творчества вспомнить его лучшие фильмы, включённые в Золотую Тысячу FilmGourmand'а.

Сны Акиры Куросавы (совместно с Исиро Хонда). 1990. Рейтинг фильма - 7,805. 984-е место в Золотой Тысяче.
Сны Акиры Куросавы (совместно с Исиро Хонда). 1990. Рейтинг фильма - 7,805. 984-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.