filmgourmand

Category:

Страны и фильмы: Южная Корея

Южнокорейский кинематограф представлен в Золотой Тысяче тринадцатью фильмами. Возглавляет этот список картина "Олдбой", режиссёром которой является Пак Чхан Ук.

Трудно сказать, кто и когда решил не утруждать себя поиском адекватного перевода названия, но в большинстве стран, где демонстрировался этот фильм, использовался транслит названия. Видимо, переводчикам от кинопроката непонятно было, причём здесь "старый мальчик". Между тем, использованное в названии английское слово "oldboy" является идиоматическим выражением, соответствующим русскому слову "однокашник". И в таком виде название более соответствовало бы содержанию картины.

Фильм "Олдбой" вышел на экраны кинотеатров Южной Кореи 21 ноября 2003 года. Спустя полгода "Олдбой" был представлен на Каннском международном кинофестивале, где был номинирован на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь. Российский кинокритик Михаил Трофименков сообщал в своей рецензии на этот фильм, "По словам президента жюри Каннского фестиваля Квентина Тарантино, нарушившего этим признанием тайну совещательной комнаты, он всячески проталкивал "Олдбой" в победители и тот чуть-чуть не обошел Майкла Мура с его "Фаренгейтом 9/11"".

Однако другой российский кинокритик, один из наиболее авторитетных и уважаемых, Андрей Плахов в рецензии, опубликованной в том же "Коммерсанте" под заголовком "Кошмар под музыку Вивальди", предлагает альтернативную точку зрения, а именно: "если бы только левак Тарантино не получил партийное задание наградить "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура, "Old Boy" Чхан Ук Пака наверняка стал бы обладателем "Золотой пальмовой ветви". ... Фильм работает на двух уровнях, шокируя беспрецедентной жестокостью и в то же время позволяя наслаждаться изысканной игрой в психоанализ и синефильство."

Нам представляется более правдоподобной точка зрения Андрея Плахова, и вот почему. Версия М.Трофименкова опирается лишь на слова Тарантино. В то время, как версия А.Плахова зиждется на более глубоком анализе межпартийного противоборства в американской политике. Ведь фильм Майкла Мура имел своей целью "привязать" президента-республиканца Джорджа Буша к Усаме бин Ладену и, как следствие, к трагедии 11 сентября 2001 года. Недавние выборы в США, когда сторонники Демократической партии, и в первую очередь, деятели Голливуда, за редким исключением, не гнушаясь ничем, добивались победы своего кандидата, заставляют поверить в то, что в Каннах 2004 года Тарантино протолкнул в жюри позицию американских демократов.

Впрочем, "Олдбой" оказался не единственным реальным претендентом на Золотую Пальмовую Ветвь, вполне достойным этой награды, но уступившим американскому фильму. Документальный фильм Майкла Мура "перешёл дорогу" ещё нескольким достойным картинам, например, фильмам "Жизнь как чудо" Эмира Кустурицы, "Никто не узнает" Хирокадзу Корээда, "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" Уолтера Саллеса. Но фильм Пак Чхан Ука жюри Каннского кинофестиваля всё-таки отметило, наградив его своим Гран-при.

Через месяц после Канн, в июне 2004-го года, фильм "Олдбой" был представлен на Московском международном кинофестивале, правда, в рамках внеконкурсного показа. А с ноября 2004-го года "Олдбой" начал демонстрироваться в российских кинотеатрах. Таким образом, Россия стала третьей по счёту страной, после самой Южной Кореи и Франции, зрители которой увидели этот фильм.

В том же 2004-м году фильм "Олдбой" был номинирован на премию Европейской киноакадемии в номинации Screen International Award, где соревнуются фильмы неевропейских стран. Европейские киноакадемики отдали предпочтение картине "2046" китайского режиссёра Кар-вай Вонга. Компанию "относительных неудачников" картине Пака составили другой южнокорейский фильм "Пустой дом" Ким Ки Дука, китайский фильм "Дом летающих кинжалов" Чжана Имоу, "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" Уолтера Саллеса и ещё два американских фильма: "Вечное сияние чистого разума" Мишеля Гондри и всё тот же "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура. Весьма приличная компания!

В самой Южной Корее "Олдбой" был удостоен высшей кинематографической награды "Большой колокол" в пяти номинациях, в том числе, за Лучшую режиссуру.

Кинокритики в основном весьма высоко оценили фильм Пака. Были, конечно, и довольно нелицеприятные отзывы. Но наиболее авторитетные "мэтры" кинокритики отозвались о фильме восторженно. Например, Роджер Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и в своей рецензии, озаглавленной "Корейский "Олдбой" копает глубже, чем обычный детектив / триллер", отметил: "По своей сексуальности и жестокости этот фильм нелегко было бы снять в Соединенных Штатах: стандарты пуританского меньшинства, навязанные радиовещанию и угрожающие даже кабельному телевидению, заставляют студии избегать производства фильмов, успешный прокат которых негарантирован. Но содержание не делает фильм хорошим или плохим - это просто то, о чем он. «Олдбой» - мощный фильм не из-за того, что он изображает, а из-за глубины человеческого сердца, которое он обнажает." Правда, в свой список "Великих фильмов" эту южнокорейскую картину Эберт не включил.

Питер Брэдшоу из The Guardian оценил фильм максимальными 5-ю звёздами и в своей рецензии отметил: "Это фильм, который, как вам кажется, вы не столько смотрите на экране, сколько попадает прямо в ваш череп с какой-то злой инопланетной планеты ужасов. Я видел триллеры, в которых я отождествлял себя с плохими парнями, жертвами или полицейскими. Это первый раз, когда я страстно отождествлял себя с маленьким живым осьминогом."

У зрителей по всему миру "Олдбой" пользовался большим успехом. Достаточно сказать, что при бюджете в 3 миллиона долларов картина, при серьёзных возрастных ограничениях, собрала почти 15 миллионов долларов. Т.е., окупилась пятикратно. 77% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 23% пользователей оценили фильм "Олдбой" высшим баллом - "десяткой".

С учетом сказанного рейтинг фильма Чхан Ук Пака "Олдбой" по версии FilmGourmand'а составил 9,206, благодаря чему занял 122-е место в Золотой Тысяче.

Как уже было отмечено выше, в Золотую Тысячу, кроме "Олдбоя", вошла ещё дюжина произведений южнокорейских кинематографистов, в том числе:

- Воспоминания об убийстве, режиссёр Джун-хо Бон. 2003. Рейтинг фильма - 8,618; 274-е место в Золотой Тысяче.

- Пустой дом, режиссёр Ким Ки Дук. 2004. Рейтинг фильма - 8,520; 317-е место в Золотой Тысяче.

- Не хочу забывать, режиссёр Джон Х. Ли. 2004. Рейтинг фильма - 8,164; 507-е место в Золотой Тысяче.

- Чудо в камере №7, режиссёр Ли Хван Кён. 2013. Рейтинг фильма - 8,136; 545-е место в Золотой Тысяче.

- Робинзон на Луне, режиссёр Ли Хэ-джун. 2009. Рейтинг фильма - 8,069; 621-е место в Золотой Тысяче.

- Дрянная девчонка, режиссёр Чжэ Ён Квак. 2001. Рейтинг фильма - 8,050; 648-е место в Золотой Тысяче.

- Дорога к дому, режиссёр Ли Чжон Хян. 2002. Рейтинг фильма - 8,027; 683-е место в Золотой Тысяче.

- 38-я параллель, режиссёр Канг Дже Гю. 2004. Рейтинг фильма - 8,007; 702-е место в Золотой Тысяче.

- Всегда, режиссёр Иль-гон Сонг. 2011. Рейтинг фильма - 7,966; 761-е место в Золотой Тысяче.

- Весна, лето, осень, зима...и снова весна, режиссёр Ким Ки Дук. 2003. Рейтинг фильма - 7,952; 786-е место в Золотой Тысяче.

- Объединенная зона безопасности, режиссёр Пак Чхан Ук. 2000. Рейтинг фильма - 7,948; 800-е место в Золотой Тысяче.

- Классика, режиссёр Чжэ-йенг Квак. 2003. Рейтинг фильма - 7,837; 941-е место в Золотой Тысяче.

 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.