filmgourmand

Category:

Четверть века Кавказскому пленнику

Само собой разумеется, что речь в данном случае идёт не о повести Льва Толстого, а фильме Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник", поставленном по мотивам этой повести. Фильм вышел на экраны российских кинотеатров 15 марта 1996 года.

В связи с тем, что в середине 90-х годов в Чечне, где происходят события, описываемые в фильме, шли боевые действия, первоначально Сергей Бодров-старший собирался снимать фильм в Боснии, где природа и прочие условия очень схожи с кавказскими. Однако, летом 1995 года в Боснии произошло резкое обострение ситуации, в частности в связи с резнёй в Сребренице. От намерений снимать фильм в Боснии пришлось отказаться. Решено было часть съемок производить в Дагестане, а часть - в Казахстане.

Однако, Дагестан, расположенный по соседству с Чечнёй, где шли боевые действия, оказался не таким уж спокойным местом для проведения съемок. Сначала местные жители фактически выполняли роль телохранителей для членов съемочной группы. Но случилось так, что исполнительница одной из главных ролей, 12-летняя Сусанна Мехралиева проговорилась, что получает вознаграждение в долларах. И тогда местные жители, в основном, мусульмане, взяли всю группу в заложники. В качестве компромисса пришлось вознаграждение всем актёрам и участникам съемочной группы выплачивать в рублях, что в условиях высокой инфляции в те годы в России серьёзно отражалось на материальном стимулировании съемочной группы.

Возможно, именно эти проблемы с материальным стимулированием обусловили возникновение проблем с исполнителями некоторых ролей в фильме, в частности, роли Ивана Жилина. Как следствие, эту роль пришлось взять на себя Сергею Бодрову-младшему, непрофессиональному актёру, искусствоведу по образованию, которого папа взял на съемки в качестве разнорабочего. И Сергей Бодров-младший справился с этой ролью блестяще!

Не менее блестящим стало исполнение роли Саши Костылина Олегом Меньшиковым. Подтверждением тому может служить присуждение обоим российской кинопремии "Ника". На наш взгляд, роль Костылина в этом фильме является лучшей на сегодняшний день в актёрской карьере Олега Меньшикова. 

В мае 1996 года фильм "Кавказский пленник" был представлен на Каннском международном кинофестивале, но не в конкурсной программе, а в рамках так называемого "Двухнедельника режиссёров". Но уже два месяца спустя "Кавказский пленник" стал победителем международного кинофестиваля в Карловых Варах, Чехия. Правда, справедливости ради надо отметить, что достойных конкурентов у "Кавказского пленника" на этом фестивале не было.

Зато в споре за американскую премию Золотой Глобус, на которую фильм Сергея Бодрова-старшего был номинирован в категории Лучший фильм на иностранном языке, такой конкурент объявился. Им стал чешский фильм "Коля" режиссёра Яна Сверака. "Коля" и стал обладателем Золотого Глобуса.

Та же история повторилась и в споре за премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке: "Коля" снова обошёл "Кавказского пленника".

Зато в борьбе за российскую кинопремию "Ника" фильму Сергея Бодрова-старшего снова не было равных. Из семи полученных номинаций "Кавказский пленник" выиграл 6, в том числе, помимо уже упомянутых актёрских номинаций, номинации Лучший фильм и Лучший режиссёр.

Фильм "Кавказский пленник" получил вполне благожелательные отзывы американских профессиональных кинокритиков. Так, Жанет Маслин из The New York Times  в своей рецензии отметила: "«Кавказский пленник»... поставлен г-ном Бодровым как со странно умиротворенным духом, так и с пониманием затягивающейся петли. Сочетание этих несочетаемых настроений придает фильму тихую силу. Потенциальный кошмар пленников становится путешествием открытий, вплоть до того момента, когда реальность войны становится мрачно ясной, и даже за ее пределами. Г-н Бодров позволяет мрачному юмору и хладнокровию одного из персонажей сохранять интерес к нему даже за могилой."

А гуру американской кинокритики Роджер Эберт, который оценил фильм тремя с половиной звёздами из четырёх возможных, в своей рецензии отметил "большую зрелость этого фильма, в отличие от стандартных голливудских фильмов о войне." В качестве подтверждения этого тезиса, или в качестве примера, Эберт приводит один из эпизодов фильма:  "Мусульманские войска собрались на мрачном склоне холма, чтобы немного развлечься: бой не на жизнь, а на смерть, в котором участвует их защищающийся чемпион, который оставляет своих противников сломленными и окровавленными. Мы смотрим, как боец выигрывает свой последний бой, а затем одному из заключенных приказывают драться с ним. Испуганный, дрожащий приближается к чемпиону. В большинстве голливудских фильмов эта сцена закончилась бы тем, что хорошего парня избивали бы до полусмерти, да, но затем он встал бы и избил чемпиона. «Кавказский пленник» гораздо мудрее относится к человеческой природе: чемпион, который является борцом, но не убийцей, бросает один взгляд на своего маленького соперника и со смехом отпускает его. Это выдающийся и неповторимый момент."

Зрители достаточно высоко оценили фильм Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник". 60% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этом фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник" по версии FilmGourmand'а составил 8,628, благодаря чему он занял 270-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.