filmgourmand

Category:

Годовщина Зеркала

7 марта 1975 года в ограниченный кинопрокат в Советском Союзе был выпущен фильм Андрея Тарковского "Зеркало". 

Фильм был задуман Тарковским ещё в 1964 году, но долгие годы коммунистическое руководство кинематографической отраслью в лице председателя Госкино Романова не давало разрешения на съемки этого фильма. Лишь в 1972 году, после замены Романова, партфункционера с незаконченным образованием, но зато с 3 классами высшей партийной школы, на Фёдора Ермаша, Тарковский получил возможность сделать давно задуманный фильм.

Разрешить-то съемки фильма Ф.Ермаш разрешил, но впоследствии сильно мешал продвижению фильма. По завершению съемок фильма состоялся его предпремьерный показ в узком кругу, на который были приглашён цвет и гордость советской интеллигенции: Чингиз Айтматов, великий писатель, Юрий Бондарев, великий писатель и общественный деятель, Пётр Капица, великий физик, нобелевский лауреат, Павел Нилин, знаменитый писатель, Виктор Шкловский, знаменитый писатель и литературовед, Дмитрий Шостакович, великий композитор. Все они с восторгом и воодушевлением восприняли фильм Тарковского. Но, видимо, именно это и испугало Ермаша. Фильм, как было сказано, был выпущен, но в ограниченный прокат.

Ограниченный прокат означал в данном случае, что никакой официальной премьеры фильма не было. Фильм демонстрировался лишь во второстепенных кинотеатрах. Всего 84 копии фильма было выпущено. И фильм в первый год такого ограниченного проката смогли посмотреть лишь 2,2 миллиона советских кинозрителей. Впрочем, российский кинокритик Евгений Нефёдов считает, что в данном случае сработал эффект "запретного плода", и Тарковский должен быть благодарен тем, кто создал препятствия для его во многом автобиографического кинопроизведения. В своей рецензии от 2014 года он писал: "Ленте, видите ли, присвоили вторую категорию и дали маленький тираж (84 копии) – однако именно этот подход помог изощрённому по киноязыку фильму, поначалу заставлявшему неподготовленных зрителей уходить в середине сеанса, собрать весомую аудиторию в 2,2 миллионов человек."

Как бы то ни было, информация о фильме просочилась за рубеж, и организатор Каннского кинофестиваля Морис Бесси очень просил Госкино представить фильм Тарковского на фестиваль. Ермаш обещал. Но, как истинный коммунист, своего обещания не выполнил. В итоге, как выяснилось, своим поведением "настоящего коммуниста" Ермаш нагадил другому советскому киношедевру. На Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 1975 году был номинирован великий фильм Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" и он имел все шансы на победу. Но жюри кинофестиваля, раздосадованное поведением коммунистического начальника советского кино, "прокатило" фильм Бондарчука. Более того, ни на один другой, более или менее значимый международный кинофестиваль, фильм Бондарчука приглашения не получил.

Возможно, что и другой советский киношедевр - фильм Ларисы Шепитько "Восхождение" - пострадал из-за отношения Ермаша к творению Тарковского. Дело в том, что Морис Бесси, обиженный поступком Ермаша, пообещал больше не включать советские фильмы в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. И "Восхождение", хоть и участвовало в 1976 году в Каннском кинофестивале, но только во внеконкурсной программе.

Ермаш так же обещал Тарковскому представить "Зеркало" на Московском международном кинофестивале. Представил. Но только во внеконкурсной программе. Возможно, что таким образом расчищался путь к главному призу кинофестиваля для фильма "Дерсу Узала" Акиры Куросавы.

Вот так "Зеркало" Андрея Тарковского оказалось лишённым фестивальных призов. Но фильм, несмотря на все потуги коммунистических начальников, получил широчайшее международное признание. Не буду приводить многочисленные хвалебные отзывы зарубежных кинокритиков на этот фильм. Отмечу лишь, сайт rottentomatoes.com констатирует 100%-ный консенсус кинокритиков в положительной оценке фильма. Наиболее обобщающую характеристику фильма, на мой взгляд, дал финский кинокритик Антти Аланен, который назвал фильм «космической одиссеей в глубинах души».

Но не только зарубежные кинокритики высоко оценили произведение А.Тарковского. Один из наиболее уважаемых и авторитетных российских кинокритиков Сергей Кудрявцев завершил свою хвалебную рецензию словами: "Весь фильм Андрея Тарковского - это зеркало, поставленное перед нами. Мы должны узнать и понять себя в таком зеркале. Многие же видят только зеркальное стекло и рамку. Но не видят Лица."

В газете The New York Times от 13 апреля 1975 года, т.е. чуть более, чем через месяц после выхода фильма на экраны, появилась статья московского корреспондента газеты Джеймса Клэрити, в которой, в частности,  было написано: "«Зеркало», новый фильм Андрея Тарковского, скандального и неортодоксального советского режиссера, восхищает, озадачивает, морально очищает серьезных московских любителей настоящего кино. Фильм начал показываться в двух кинотеатрах здесь на этой неделе и сразу же стал темой для обсуждения интеллектуально продвинутых кинозрителей, потому что, как они говорят, ничего похожего на «Зеркало» никогда не было сделано ни одним советским режиссером. За последние несколько дней возник настоящий бум вокруг билетов, которые поступали в продажу в очень ограниченном количестве. Некоторые москвичи, которым удалось посмотреть фильм, предсказывают, что он будет атакован идеологически ориентированными критиками официальной прессы за его неортодоксальность. Не сильно опасаясь возможной жестокой критики, мистер Тарковский создал «Зеркало», используя приемы, хорошо знакомые зрителям картин Федерико Феллини и Ингмара Бергмана, но совсем не известные многим советским кинозрителям. Фильм «Зеркало» весьма сложен для восприятия, поскольку в нем отсутствует традиционный, стандартный последовательный сюжет, столь любимый советскими режиссёрами." И в финале своей статьи Клэрити делает вывод:"«Зеркало», согласно оценкам нескольких единомышленников г-на Тарковского, сузит аудиторию его почитателей в Советском Союзе. Но в то же время может увеличить его аудиторию и его престиж на Западе, если советские власти разрешат показ фильма за рубежом." Возможно, именно потому, что коммунистическое руководство советским кинематографом понимало то, что было очевидно для Клэрити, оно и создавало всяческие препоны для выхода фильма за пределы СССР. Не заботясь о том, как это скажется на престиже страны и её искусства в целом, как это отразится на других произведениях советского киноискусства. 

Я привёл эту длинную цитату из статьи американского журналиста вот почему. Анализируя отзывы о фильме, я, естественно, не мог пройти мимо нескольких, числом с пол-дюжины, резко негативных отзывов пользователей Кинопоиска. Негативных настолько, что допускаются такие характеристики, как "кинематографическая шизофрения", "фильм для социопатов" и т.д., и т.п. Что характерно, общим для этих негативных отзывов является недовольство отсутствием стандартного, последовательного сюжета. Т.е., американский журналист как в воду глядел, причем ещё за несколько лет до появления на свет авторов этих отзывов. Иными словами, насколько предсказуемы мысли этих "рецензентов"! Ну просто, как поведение амёбы.

Но возникает вопрос: если фильм представляет собой, если суммировать умозаключения авторов этих рецензий, всего лишь бессвязные интимные воспоминания автора, то почему же коммунистическое начальство так боялось выпустить фильм за рубеж? А может, прав американский культуролог Деннис Грюнис, который написал о фильме "Зеркало": "Призрачное воспоминание Тарковского о детстве и гибкой во времени символической автобиографии превращается в размышление о советской истории, подразумевая антитоталитарную диалектику между личными и национальными историями, в которой люди становятся призмой, через которую общество лучше всего понимается и оценивается, тем самым обращая вспять советский догматический телескоп".

Впрочем, можно понять недоступность "Зеркала" для понимания 20-25-летних рецензентов. Их девственно чистый разум незамутнён знаниями об истории родной страны. Но это не их вина. Это следствие политики "партии и правительства" в сфере образования и культуры, политики, приведшей к практически полному отсутствию достоверных, а не мифических, знаний об истории родной страны. 

И ещё. Как бы негативно не относились отдельные пользователи Кинопоиска к "Зеркалу" Тарковского, все они единодушно отмечают блестящую роль в этом фильме нашей замечательной Актрисы Маргариты Тереховой.

Фильм "Зеркало" был высоко оценён не только кинокритиками, по и подавляющим большинством простых кинозрителей. 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учетом изложенного фильм "Зеркало" по версии FilmGourmand'а имеет рейтинг 8,069 и занимает 622-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.