filmgourmand

Category:

День рождения Орфея

Согласно IMDB, да и Кинопоиску тоже, 1 марта 1950 года на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма Жана Кокто "Орфей". Что касается даты, то она ни у кого возражений не вызывает. Но вот что касается Каннского кинофестиваля... 

В 1950-м году кинофестиваля в Каннах по ряду причин просто не было. Кинофестиваль в Каннах задумывался в 30-х годах как демократическая альтернатива Венецианского кинофестиваля, пронизанного (в то время) фашистской идеологией. Причём организаторы Каннского кинофестиваля планировали даже проводить его ровно в те же сроки, что и в Венеции. То есть, осенью, как правило, в августе - сентябре. Но до войны провести фестиваль в Каннах не получилось. 

А после войны, разумеется, многое изменилось. Прежде всего, острая необходимость создавать демократическую альтернативу Венецианскому кинофестивалю отпала. И первый Каннский кинофестиваль состоялся в 1946 году не одновременно с Венецианским, а примерно неделей спустя. Кроме того, у послевоенной Франции не хватало средств, чтобы каждый год проводить международный кинофестиваль. Поэтому в 1948 и в 1950 годах в Каннах кинофестиваль не проводился. А с 1951 года сроки проведения Каннского кинофестиваля вообще были перенесены на весну. Впрочем, эта краткая историческая справка приведена только для того, чтобы показать, что никакого кинофестиваля в Канне в марте 1950 года не было и быть не могло. И фильм "Орфей", соответственно, никак не мог быть представлен на Каннском кинофестивале.

А вот на Венецианском кинофестивале 1950 года "Орфей" был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Но жюри фестиваля под председательством Марио Громо отдало предпочтение другому французскому кинофильму - "Правосудие свершилось".

Годом позже "Орфей" был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший небританский фильм. И снова предпочтение было отдано другому фильму. На этот раз американскому киношедевру "Всё о Еве".

Отзывы кинокритиков на фильм в основном имели хвалебный характер. Хотя Босли Краузер из The New York Times не преминул добавить ложку дёгтя в бочку мёда восторженных рецензий. В своей рецензии Краузер процитировал самого Кокто, сказавшего "Когда я снимаю кино, я будто сплю и вижу сны". А затем Краузер, после ряда едких и скептических замечаний в адрес фильма, делает вывод: "Сомнамбулистическая символика может быть искусством ради искусства. А может и не быть.... Так что, мы имеем дело скорее с Морфеем, а не с Орфеем." Хотя при этом Краузер отдаёт должное создателям фильма, отметив, что фильм "замечательно срежиссирован и великолепно снят". - Bosley Crowther, The New York Times, Nov. 30, 1950

Но спустя полвека другой известный американский кинокритик, настоящий гуру американской кинокритики, Роджер Эберт оценил фильм Жана Кокто максимальными 4-мя звездами и включил его в свой список "Великих фильмов". В рецензии 2000 года Эберт написал: "Увидеть "Орфея" сегодня - все равно что увидеть кинематографическое царство, полностью ушедшее со сцены. Сегодня фильмы редко снимаются по чисто художественным соображениям, эксперименты больше не поощряются, а такие крупные звезды, как Марэ, не снимаются в эксцентричных римейках греческих мифов. История в руках Кокто неожиданно усложняется; мы видим, что речь идет не только о любви, смерти и ревности, но и о том, как искусство может отвлечь художника от обычных человеческих забот, так что после удивительного возвращения Орфея из страны смерти он больше озабочен бессмысленными радиопередачами, чем своей женой, которая любит его." 

Примерно в том же ключе оценивает фильм "Орфей" известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев, так же оценивший фильм по максимуму - 10-ю баллами из 10 - "в любом кадре этого старого фильма гораздо больше неизъяснимой киногении и не подлежащей никакой уценке подлинной поэзии экрана, чего и днём с огнём не сыщешь в целой сотне новомодных феерий с навороченными спецэффектами. В том именно и состоит загадка кинематографического дара, что даже такой искусный мастер слова, как Кокто, пусть и обладавший ещё и живописными талантами, удивительно чувствует самую суть киноизображения, которое словно прорывается сквозь литературные наслоения и театральные условности, разумеется, более привычные для автора, и поражает силой своего прямого и непосредственного воздействия."

Что касается оценки фильма Жана Кокто кинозрителями, то 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10.

С учетом сказанного выше рейтинг фильма "Орфей" по версии FilmGourmand'а составляет 8,233, благодаря чему он занимает 451-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.