filmgourmand

Category:

День рождения Бразилии

20 февраля 1985 года, практически одновременно, во Франции и в Западном Берлине, в рамках внеконкурсного показа на Берлинском международном кинофестивале, состоялась премьера фильма Терри Гиллиама «Бразилия».

Что касается названия фильма, совпадающего с названием южноамериканской страны, то сам Терри Гиллиам в интервью Салману Рушди, объяснял его так: "Бразилия" родилась из ощущения приближающегося, неотвратимо надвигающегося 1984 года (имеется в виду роман-антиутопия Джорджа Оруэлла "1984" - FG). Изначально предполагалось другое название фильма - 1984½. Феллини был одним из моих великих богов, и наступал 1984 год, и я решил объединить их. К сожалению, этот ублюдок Майкл Рэдфорд сделал свою версию "1984", и назвал ее "1984", так что все мои планы были сорваны. И фильм получил название "Бразилия" - только из-за песни." 

Сразу после премьеры начался весьма успешный прокат фильма в европейских странах. Но не в США. Дело в том, что прокатом фильма в Европе и Азии занималась кинокомпания 20th Century Fox, а в США - компания Universal Pictures, руководству которой, конкретно Сиду Штейнбергу, не понравилась концовка фильма. Не понравилась тем, что не содержала канонического для американской кинопродукции хэппи-энда. Он потребовал от Гиллиама переделать финал. А когда Гиллиам отказался, поручил это сделать другим. В итоге 45 минут экранного времени из режиссёрской версии было заменено, и общая продолжительность фильма сокращена со 143 минут до 131 минуты. И в таком кастрированном фильм вышел на экраны кинотеатров США лишь через 10 месяцев после европейской премьеры. 

Впрочем, как отмечала в своей рецензии на фильм кинообозреватель The New York Times Джанет Маслин, даже в декабре 1985 года выпуска фильма на экраны американских кинотеатров не предполагалось. Только под давлением Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса Universal Pictures всё-таки выпустила фильм на экраны.

Однако, хотя Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса и присудила фильму свои первые премии как лучшему фильму года, за лучший сценарий и за лучшую режиссуру (причём, участником конкурса на первую премию за режиссуру наряду с Терри Гиллиамом был и Акира Куросава с его фильмом "Ран"), не все кинокритики с восторгом приняли "Бразилию". Например, Роджер Эберт оценил фильм всего двумя звездами из 4-х. В своей рецензии на фильм он писал: "Так же, как "1984" Джорджа Оруэлла представляет собой альтернативное видение прошлого, настоящего и будущего, так и «Бразилия» - это вариант романа Оруэлла. Фильм происходит в то время и в определенном месте, которые кажутся нам похожими, но с другой графикой, оборудованием и политикой. Общество контролируется монолитной организацией, а граждане ведут жизнь в условиях правительственной паранойи и всеобщего контроля. В любой момент полиция мысли может прорваться сквозь потолок и начать избивать несогласных. Жизнь злая и мрачная....В то время как скудная проза Оруэлла была экранизирована в прошлом году и обратилась в такой же скудный и суровый фильм (имеется в виду выше упомянутый фильм Майкла Рэдфорда - FG), «Бразилия» кажется почти возвратом к психоделическим 1960-м, к анархическому видению, в котором лучший способ улучшить вещи - взорвать их....У Гиллиама, видимо, не было финансовых ограничений. Хотя у «Бразилии» была сложная история с момента ее создания (долгое время Universal Pictures, казалось, не желала выпускать ее), было много денег, чтобы сделать ее. Фильм наводнен сложными спецэффектами, сенсационными декорациями, апокалиптическими сценами разрушения и общим отсутствием дисциплины. Как будто Гиллиам сел и выписал все свои фантазии, не обращая внимания на производственные трудности, а затем они были сняты - без должного контроля и внимания". 

Впрочем, не исключено, что члены Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса и Роджер Эберт смотрели разные версии картины. Первые, наверное, смотрели полную, "европейскую" версию на полуподпольных закрытых показах, организованных для них самим Терри Гиллиамом. А Эберту, наверное, "досталась" официальная версия с типично американским благостным финалом, и эта благостность усилила ощущение психоделики и неразберихи. Кто знает? Не случайно Джеймс Берардинелли, сравнивая две версии, называет "американскую" версию ублюдочной, которой больше подходит штампованное название типа "Любовь побеждает всё".

В советских кинотеатрах фильм "Бразилия" не демонстрировался. Ни в той, ни в другой версии. 

Решение Universal Pictures стандартизировать финал картины отразилось на её коммерческих показателях. При бюджете в 15 миллионов долларов кассовый сбор в США составил чуть менее 10 миллионов долларов.

Однако, коммерческие показатели отнюдь не отражают зрительскую оценку этого фильма. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. Правда, трудно сказать, какую версию они посмотрели.

С учетом сказанного выше, по версии FilmGourmand'а, рейтинг фильма "Бразилия" составляет 7,862, и занимает он 910-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.