filmgourmand

Categories:

Годы и фильмы: 1976

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1976-го года по версии FilmGourmand'а признан фильм Мартина Скорсезе "Таксист".

Фильм поставлен по полуавтобиографическому сценарию Пола Шредера, который перенес нервный срыв, когда жил в Лос-Анджелесе. Его уволили с работы, оставили друзья, отвергла подруга. В течение нескольких месяцев, Шредеру буквально не с кем было поговорить, оставались только порнографические кинотеатры. Шредер кое-как устроился курьером по доставке еды из ресторанов. Проводя долгие дни в одиночестве в своей машине, он чувствовал, что с таким же успехом мог бы стать таксистом. 

Первоначально Пол Шредер задумал сценарий  об одиночестве, но по мере работы над сценарием, он понял, что пишет о патологии одиночества. Главным посылом его сценария стала мысль о том, что по какой-то причине некоторые молодые люди (например, сам Шредер) подсознательно отталкивают других, чтобы сохранить свою изоляцию, даже несмотря на то, что основным источником их мучений является именно эта изоляция. Сценарий Шредера понравился Мартину Скорсезе и Роберту Де Ниро, когда они его прочитали.

Причём, Роберту Де Ниро сценарий понравился настолько, что он согласился сниматься в фильме за сравнительно невысокий гонорар в 35 тысяч долларов (эквивалент нынешних 175 тысяч долларов). Уже после подписания контракта он получил Оскар за роль в «Крестном отце: Часть II» (1974), и имел все основания резкого увеличения размера гонорара, чего очень опасались продюсеры Columbia Pictures и были даже готовы даже закрыть проект, если бы  Де Ниро потребовал этого, но Де Ниро сказал, что выполнит свою первоначальную сделку без изменения условий.

На роль Бетси продюсеры хотели "кого-нибудь типа Сибилл Шепард". После многочисленных проб пригласили саму Сибилл Шепард, чей гонорар составил такую же сумму, как и у Роберта Де Ниро - 35 тысяч долларов. Продюсер Джулия Филлипс утверждала, что Мартин Скорсезе снял Сибилл Шеперд в роли Бетси из-за размера ее ягодиц, что добавляло ей сексуальной привлекательности. Филлипс также рассказывала, что Скорсезе и Шепард были в сложных отношениях на съемочной площадке, и Скорсезе приходилось буквально натаскивать Шепард и постоянно подсказывать ей реплики, которые она никак не могла запомнить.

Пример профессионального подхода к работе: В течение месяца до начала съемок Роберт Де Ниро работал водителем такси ради того, чтобы вжиться в роль. Видимо, Де Ниро настолько глубоко вжился в роль простого такиста, что, будучи уже обладателем Оскара, был узнан всего лишь один раз за месяц одним из своих клиентов.

Кроме того, он углублённо  изучил психические заболевания, а в свободное от съемок время посещал военную базу США в Северной Италии (Роберт Де Ниро параллельно снимался в фильме Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век"), где записывал на пленку разговоры с солдатами Среднего Запада, чтобы воспроизвести специфический армейский акцент. Кроме того, Джоди Фостер вспоминала, что Роберт Де Ниро в перерывах между съемками приглашал её на кофе, но во время кофепития фактически возобновлял репетиции.

Джоди Фостер на момент съемок было всего 12 лет. Поэтому в откровенных сценах её заменяла её 19-летняя сестра Конни.

В оригинальном сценарии Пола Шредера сутенёр, мафиози и служащий отеля были черными. Мартин Скорсезе решил, что в сочетании с другими событиями в фильме это может привести к обвинениям в расизме, и предложил изменить этих персонажей на белых людей. Шредер уступил. Вот интересно, если бы фильм снимался сегодня, с учётом нынешних правил Американской киноакадемии об обязательном соблюдении определённых пропорций между количеством белых актёров и афроамериканцев, такое решение Скорсезе было бы воспринято как расизм или как ущемление прав чернокожих актёров?

Премьера фильма "Таксист" состоялась в Нью-Йорке 8 февраля 1976 года. А уже в мае этого года фильм был удостоен Золотой Пальмовой Ветви Каннского международного кинофестиваля. Причём, председатель жюри этого фестиваля, американский драматург Теннесси Уильямс, был против такого решения и обвинил создателей фильма в апологии насилия. Бывает и такое.

Годом позже "Таксист" был номинирован на премию "Оскар", но предпочтение было отдано фильму Джона Эвилдсена "Рокки". В том же 1977 году "Таксист" был номинирован на британскую премию БАФТА в категориях Лучший фильм и Лучшая режиссура, но в обоих случаях уступил фильму "Пролетая над гнездом кукушки" и его создателю Милошу Форману.

В СССР этот фильм не демонстрировался.

Роджер Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии на фильм он писал: "В центре «Таксиста», одного из лучших и самых сильных из всех фильмов, находится абсолютное одиночество, и, возможно, именно поэтому так много людей видят свою общность с главным героем, хотя Трэвис Бикл может показаться самым отчуждающим из героев фильма. Мы все иногда чувствуем себя такими же одинокими, как Трэвис. Просто большинству из нас удается лучше справляться с этим."

Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев оценил фильм 9,5 баллами по 10-балльной системе, отметив в своей рецензии: "Перед нами - своеобразный «спиричуэл» страдающей от несправедливости мира и непонимания ближних одинокой души «полуночного таксиста», словно нью-йоркского Орфея в аду. И, конечно, великолепная игра Роберта Де Ниро, постоянного актёра и «альтер-эго» Мартина Скорсезе, позволяет увидеть истинную человеческую драму героя, который выброшен на обочину жизни и от отчаяния сам бросил беспощадный вызов обществу и системе."

73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Мартина Скорсезе "Таксист" оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 9,714, что позволило ему занять 64-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма Мартина Скорсезе "Таксист" в "десятку" лучших фильмов мирового кино 1976 года вошли следующие фильмы:

- Рокки, режиссёр Джон Г. Эвилдсен, США. Рейтинг фильма - 9,076; 146-е место в Золотой Тысяче.

- Белый Бим - Черное ухо, режиссёр Станислав Ростоцкий, СССР. Рейтинг фильма - 8,970; 172-е место в Золотой Тысяче.

- Восхождение, режиссёр Лариса Шепитько, СССР. Рейтинг фильма - 8,901; 188-е место в Золотой Тысяче.

- Древо желания, режиссёр Тенгиз Абуладзе, СССР. Рейтинг фильма - 8,899; 189-е место в Золотой Тысяче.

- Пятая печать, режиссёр Золтан Фабри, Венгрия. Рейтинг фильма - 8,650; 264-е место в Золотой Тысяче.

- Телесеть, режиссёр Сидни Люмет, США. Рейтинг фильма - 8,559; 293-е место в Золотой Тысяче.

- Лицом к лицу, режиссёр Ингмар Бергман, Швеция. Рейтинг фильма - 8,411; 358-е место в Золотой Тысяче.

- Неоконченная пьеса для механического пианино, режиссёр Никита Михалков, СССР. Рейтинг фильма - 8,380; 376-е место в Золотой Тысяче.

- Вся президентская рать, режиссёр Алан Дж. Пакула, США. Рейтинг фильма - 8,340; 390-е место в Золотой Тысяче.


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1976-го года:

- Похороны Чжоу Эньлая. В Китае умер один из лидеров страны – Чжоу Энь-лай. В похоронных мероприятиях приняло участие около 2-х миллионов человек, что испугало партийное руководство, опасавшееся повторения событий, имевших место в Венгрии в 1956 г. Люди, пришедшие отдать дань памяти покойному, были жестко разогнаны полицией и армией. Обошлось без жертв, но многие были избиты. 700 человек были арестованы.

- Дамурская резня. В ходе Ливанской гражданской войны произошла резня в городе Дамур. По разным оценкам убито от 150 до 582 гражданских лиц.

- Таньшаньское землетрясение. В ряде городов Китая произошло так называемое Таньшаньское землетрясение. Число погибших, по разным данным, составило от 242 тысяч до 655 тысяч человек.

- Смерть Мао Цзэдуна. В Китае Умер Мао Цзэдун. Вскоре после окончания траурных мероприятий его вдова и ещё трое руководителей КПК были арестованы. На них была возложена ответственность за все ошибки и репрессии, имевшие место с момента создания КНР.

- Побег Беленко. Пилот ВВС СССР Беленко угнал самолёт МиГ-25 в Японию.

- Победа коммунистов в Камбодже. В Камбодже к власти пришло коммунистическое правительство "Красных кхмеров" во главе с Пол Потом. За последующие годы коммунистами истреблено до 3 миллионов человек, или около трети населения страны.

- Смерть Ульрики Майнхоф. В тюрьме особого режима «Штаммхайм» в Штутгарте (ФРГ) при странных обстоятельствах была найдена мертвой  в своей камере Ульрика Майнхоф, один из лидеров и теоретиков «Фракции Красной Армии» (РАФ), незадолго до этого осуждённая на 8 лет. Её соратники по РАФ обвинили в убийстве Ульрики руководство Генпрокуратуры ФРГ.

- Восстание в Соуэто. В южноафриканском городе Соуэто начались масоовые выступления чернокожего населения против правительства белого меньшинства. Поводом стало убийство полицейскими 13-летнего подростка. В ходе подавления беспорядков полицейскими было убито до 700 человек и до нескольких тысяч ранено и искалечено.

- Операция «Энтеббе». В аэропорту Энтеббе (Уганда) израильский спецназ освободил пассажиров и членов экипажа пассажирского самолёта Airbus A300B4-203 компании «Air France», следовавшего рейсом Тель-Авив — Париж.

- Убийство Летельера. В Вашингтоне агентами тайной полиции Пиночета был убит Орландо Летельер, чилийский экономист и дипломат, министр иностранных и внутренних дел в правительстве Альенде.


Кроме того, родилась Дайан Крюгер. Умерли Лукино Висконти, Фриц Ланг.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.