filmgourmand

Category:

Годовщина Сладкой жизни

3 февраля 1960 года в Риме состоялась премьера фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь".

Фильм был удостоен 11 кинонаград и 12 номинаций, в том числе престижных Золотой Пальмовой ветви Каннского международного кинофестиваля и премии Давид ди Донателло, а также номинаций на Оскар за лучшую режиссуру и на британскую премию БАФТА как лучший фильм. Премию Оскар в тот год Феллини уступил создателям фильма "Вестсайдская история" Роберту Уайзу и Джерому Роббинсу (понятное дело: американцы!). А премию БАФТА Феллини тогда уступил Билли Уайлдеру, награжденному за фильм "Квартира". Весьма достойный конкурент!

Наиболее авторитетные кинокритики чрезвычайно высоко оценили фильм. Роджер Эберт поставил фильму максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов". Босли Кроузер из The New York Times назвал фильм "потрясающей картиной, распущенной по содержанию, но нравственной и чрезвычайно утонченной" - The New York Times, 20 April 1961

Примечательно то, что хвалебные отзывы кинокритиков фильм снискал не только по выходу на экраны, но и спустя десятилетия - в XXI-м веке. Так, российский кинокритик Евгений Нефёдов в свой рецензии на фильм написал: "Дарующая светлую надежду и веру в человека, «Сладкая жизнь» неотъемлема от важного социально-исторического периода, оставаясь произведением по-настоящему живым, неподвластным старению и по-прежнему покоряющим сладостью, которую тонкий привкус горького уберегает от слащавости."

По мнению Сергея Кудрявцева, "данную ленту ... следует рассматривать как современную философскую фреску об итальянском обществе, которое переживало в самом конце 50-х «экономическое чудо» после нескольких лет нищеты, явно стабилизировалось, приобретая все черты типичного «общества потребления». Феллини хотел, прежде всего, показать, как беспечна, пуста и бессмысленна жизнь, в которой царят одиночество, отчуждение и разобщение людей....При внешней своей простоте и ясности «Сладкая жизнь» впервые поразила барочностью режиссёрского видения, сложностью композиции, символичностью пролога и поэтического финала - одной из утончённых и необъяснимо волнующих лирических сцен в истории мирового кино."

Однако, не следует думать, что фильм Феллини всеми и повсеместно был встречен с воодушевлением и восторгом. Про-фашистские режимы Франко в Испании и Салазара в Португалии запретили демонстрацию фильма в своих странах. И этот запрет продержался до самой смерти диктаторов. В самой Италии пришедшее к власти через месяц после премьеры фильма правительство Фернандо Тамброни тоже запретило показ фильма. Впрочем, это правительство только тем и запомнилось, что разгоняло коммунистические демонстрации, запретило "Сладкую жизнь" и продержалось у власти целых 4 месяца (!). После ухода Тамброни в отставку в июле 1960 года фильм Феллини вновь вернулся на экраны итальянских кинотеатров.

Справедливости ради следует заметить, что, как в Испании и Португалии с их про-фашистскими режимами, в Советском Союзе "Сладкая жизнь" тоже не демонстрировалась в кинотеатрах.

И ещё в одной стране фильм попал под запрет - в Ватикане. По словам уже упоминавшегося Евгения Нефёдова "Представители католических кругов, в том числе официальные лица Ватикана, осудили смелые феллиниевские намёки на коммерциализацию церкви, погрязшей во всепроницающей суете сует. Но вместо ожидания Второго пришествия (вступительные кадры с транспортировкой на вертолёте статуи Иисуса Христа над Римом) и лицемерного поклонения мнимому явлению Богоматери автор призывает, как и под занавес блистательных постнеореалистических работ, восхититься подлинным, земным, нерукотворным чудом – улыбкой и душевной непорочностью ангелоподобной девушки. 

Впрочем, как выясняется, про-фашистские политические взгляды или повышенная религиозность далеко не всегда являются единственными причинами негативного отношения к этому шедевру Феллини. На сайте Кинопоиск я обнаружил с десяток отзывов, весьма резко критикующих этот фильм. Главным образом, за бессюжетность и вытекающую из неё непонятность. Причем, что характерно, возраст всех авторов такого рода рецензий - от 20 до 30 лет. То есть, в очередной раз можно констатировать, что выросло поколение, для представителей которого фильмы, чуть сложнее "Блондинки в шоколаде" или киноопусов с участием Стейтема, оказываются за гранью понимания. Слава Богу, что хоть ещё буквы в слова умеют складывать. Правда, и то, зачастую с ошибками. За это отдельное спасибо "партии и правительству", за последние 2-3 десятилетия низведшим систему образования в стране до пигмейского уровня.

И всё же "хулители" шедевра Феллини находятся в "подавляющем меньшинстве". Почти 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки 8 и выше.

С учетом перечисленных выше показателей успеха фильма "Сладкая жизнь" его рейтинг по версии FilmGourmand'а составляет 8,596 и занимает он 280-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.