filmgourmand

Category:

День рождения Отца солдата

11 января 1965 года в Тбилисском Дворце пионеров, Грузинская ССР, состоялся предпремьерный показ фильма Резо Чхеидзе "Отец солдата". Затем, 9 мая, в рамках празднования Дня Победы, фильм был показан в Москве, а с 13 мая начался широкий показ картины во всех кинотеатрах Советского Союза. 

Сценарий фильма был написан Сулико Жгенти, который во время Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт. В своём сценарии С.Жгенти описал реального однополчанина, причём даже имя его было сохранено.  

За первый год демонстрации фильма его посмотрели 23,8 миллиона советских кинозрителей. Трудно сказать, в какие финансовые показатели обратился этот успех у зрителей, не располагаем такими данными. А в отсутствие достоверных данных приходится анализировать косвенные данные. Так вот, примерно в то же время, лишь годом позже, в США вышел на экраны фильм "Кто боится Вирджинии Вульф?" (Мы взяли этот фильм только вследствие сопоставимости показателей зрительского успеха.) В США этот фильм посмотрели 25,7 миллионов кинозрителей. А кассовый сбор "Вирджинии" составил 28 миллионов долларов.

Мы отдаём себе отчёт, что цена билетов в кинотеатры в СССР и в США в 60-х годах прошлого столетия существенно различалась. Но и затраты на производство фильм различались не меньше. Если не больше: "Вирджиния" обошлась в 7,5 миллионов долларов, а "Отец солдата" - в 360 тысяч. Рублей. И как же был оценён "партией и правительством" очевидный существенный вклад фильма в государственный бюджет? Практически, никак. Более того, за перерасход запланированной сметы на производство фильма съемочная группа осталась без премий, а фильму изначально была присвоена лишь третья категория. Правда, исполнителю главной роли - великому грузинскому актёру Серго Закариадзе - были присвоены Ленинская премия, премия Ленинского комсомола и приз Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. И лишь 5 лет спустя режиссёру картины Резо Чхеидзе свою премию присудил грузинский ЦК комсомола. 

Фильм был представлен в целом ряде европейских стран. В феврале 1966 года состоялась его премьера в Нью-Йорке. Однако, если судить по практически полному отсутствию рецензий на этот фильм в американской прессе, широкого показа картина Чхеидзе не была удостоена. Впрочем, пару рецензий американских профессиональных кинокритиков я всё же нашёл.

Одна из них вышла из-под пера кинообозревателя газеты The New York Times, рупора Демократической партии США, Говарда Томпсона. В своей рецензии Г.Томпсон писал: "Новая кинопрограмма из Советского Союза, включающая в себя полнометражный кинофильм «Отец солдата» и 45-минутный фильм под названием «Баллада о любви», открыла новый Regency Theater в субботу на Бродвее и 67-й улице.... В картине г-на Чхеидзе на пути к слишком предсказуемому и надуманному кульминационному моменту есть одна великолепно написанная и сыгранная сцена, когда возмущенный старик останавливает советские танки, намеревавшиеся расплющить виноградник. И г-н Закариадзе действительно поражает, когда он бессловесно обнимает своего умирающего сына на руках. Но хотя в целом картина хорошо срежиссирована Резо Чхеидзе, она остается в довольно тягомотном и абсолютно избитом формате, наполненным сентиментальностью, временами прерываемой звериным рёвом г-на Закариадзе.- By Howard Thompson, Feb. 21, 1966, The New York Times

Вторая из найденных мною в американской прессе рецензий принадлежит Деннису Грюнису, считающемуся специалистом по культуре стран Восточной Европе.  В публикации под названием "100 ВЕЛИЧАЙШИХ ФИЛЬМОВ ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, РОССИИ, УКРАИНЫ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ" Д.Грюнис, в частности, писал: "Эта гуманистическая трагикомедия - о странствиях грузинского крестьянина Георгия в поисках сына, лейтенанта танковых войск. Его путешествие по советской земле отождествляет Георгия с этой землей; он советский, но не русский. Даже его имя напоминает нам, что он грузин, как и его общение с русскими повсюду. Политически Россия доминирует и контролирует нацию; этнические республики имеют парадоксальный статус квази-сателлитов в пределах национальных границ. И все же именно Георгий Махарашвили к концу фильма аккумулирует иконографическую текстуру советского духа. Углубляя эту иронию, Георгий смутно напоминает другого человека из Грузии: лидера Советского Союза во время описываемых в фильме событий."

Возможно, это только моему извращённому уху в вышеприведённых рецензиях слышится не только и не столько оценка художественных достоинств киношедевра Резо Чхеидзе, сколько антисоветская и антирусская пропаганда?

Впрочем, как бы не старались американские пропагандисты, зритель, причём во всех странах, свой вывод сделал. 77% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки 8 и выше. А 36% пользователей во всем мире вообще оценили фильм 10-ю баллами.

Поэтому, на наш взгляд, наиболее адекватным и обобщающим большинство отзывов простых кинозрителей является отзыв пользователя IMDB под ником "darima": "Я никогда даже не думала об этом фильме как о грузинском. Для меня - это фильм человеческого сердца (который интернационален и не имеет границ). Помню, когда я впервые посмотрела его - я не могла заснуть. Фильм уже закончился, но я все еще рыдала от счастья. С тех пор я видела его несколько раз и каждый раз плакала (учитывая, что обычно я этого не делаю - например, фильмы вроде "Списка Шиндлера" не могут заставить меня плакать). Для меня это лучший фильм, который я когда-либо видела, о жестокой сущности войны. Фильм, который не является декларативным (как большинство советских фильмов о войне) или сентиментальным (как, например, фильмы Спилберга), но просто невероятно трогательным. Просто посмотрите его, но имейте в виду - хотите вы этого или нет - он наполнит ваше сердце состраданием, и этот процесс иногда бывает довольно болезненным."

По версии FilmGourmand'а, фильм "Отец солдата" имеет рейтинг 8,266 и занимает 428-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.