filmgourmand

Category:

12 обезьян. Четверть века

8 декабря 1995 года в Нью-Йорке прошла премьера фантастического триллера Терри Гиллиама "12 обезьян".

Терри Гиллиам, как правило, либо сам пишет сценарии своих фильмов, либо является соавтором этих сценариев. Фильм  "12 обезьян" - один из трёх, на сегодняший день, фильмов, к созданию сценариев которых Гиллиам отношения не имел.

Сценарий картины был создан супружеской четой Дэвида и Джанет Пиплз. Дэвид Пиплз получил заказ на создание сценария благодаря широкой известности, приобретённой после фильма "Непрощённый".

А инициатива создания фильма "12 обезьян" принадлежала некоему Роберту Косбергу, исполнительному продюсеру кинокомпании Universal Pictures. Он, посмотрев французский короткометражный фильм "Взлетная полоса", загорелся идеей создать по мотивам этой короткометражки полнометражный фильм. С этой  целью он убедил режиссёра "Взлетной полосы" Криса Маркера представить проект будущего полнометражного фильма руководству своей кинокомпании. Universal Pictures не без некоторых колебаний приняло решение выкупить права на постановку римейка у Маркера, но поручило писать сценарий Дэвид Пиплз. А когда сценарий был готов,  Universal Pictures предложила снимать фильм Терри Гиллиаму.

Предложение от кинокомпании Universal Pictures снимать фильм вызвало у Терри Гиллиама двойственные чувства. С одной стороны, он увидел возможность реализовать некоторые идеи, которые не были реализованы или были реализованы не в полной мере в фильме "Бразилия". Но с другой стороны, он помнил, как продюсеры кинокомпании Universal Pictures постоянно ставили ему палки в колёса во время работы над "Бразилией". Но, выяснив, что тогдашний руководитель Universal Кейси Сильвер был настолько сильно заинтересован в успешной реализации этого проекта, что ни одна из фигур, с которыми он сталкивался на «Бразилии», не рискнёт его блокировать или торпедировать, он подписался на роль режиссера. Кстати, до получения предложения от кинокомпании и знакомства со сценарием Терри Гиллиам не подозревал о существовании фильма Криса Маркера "Взлётная полоса".

Помня о том, что финальную версию "Бразилии" кинокомпания отредактировала без согласования с ним, Терри Гиллиам потребовал, чтобы в контракт было включено условие, что только ему принадлежит право редактирования финальной версии. Компания согласилась, но, в свою очередь, поставила условие, что главную роль должен играть набравший огромную к тому времени популярность Брюс Уиллис. А Гиллиам предполагал снимать в главной роли Ника Нолти или Джеффа Бриджеса. 

Впрочем, против Брюса Уиллиса у Гиллиама не было никаких возражений. Но проблема возникла с гонораром для Брюса Уиллиса. Он к тому времени был уже кинозвездой мирового уровня, и его вознаграждение не вписывалось в утверждённый бюджет в размере 29,5 миллионов долларов. (Кстати, для фильмов жанра фантастический триллер эта сумма была предельно минимальной.) Гиллиам сумел уговорить Уиллиса сниматься бесплатно. Лишь после того, как фильм вышел на экраны и заработал в 5 с лишним раз больше, чем стоил сам - почти 169 миллионов долларов, Брюс Уиллис получил приличествующее ему вознаграждение.

Жесткость бюджета, утверждённого кинокомпанией на уровне, минимально возможном для фильмов такого типа, обусловила необходимость экономии на всём, в том числе и на декорациях. Как следствие, большая часть съемок осуществлялась не в специально созданных декорациях, а в приспособленных реально существующих помещениях. Например, "роль" психбольницы "сыграла" тюрьма, правда, к тому времени уже переставшая использоваться по первоначальному назначению.

В 1996 году фильм получил одну номинацию на премию Золотой Глобус и победил в ней. Правда, это была не самая важная номинация - Лучший актёр второго плана, которым был признан Брэд Питт. На премию Оскар фильм получил 2 номинации, но не победил ни в одной.

В том же 1996-м году фильм получил номинацию на главную премию Берлинского международного кинофестиваля, но уступил фильму Энга Ли "Разум и чувства". Спустя год Японская киноакадемия номинировала фильм Терри Гиллиама как Лучший иностранный фильм. Но и здесь предпочтение было отдано другому фильму - итальянской картине Майкла Рэдфорда "Почтальон".

Отзывы кинокритиков на фильм Гиллиама были в основном положительными, хотя и с некоторыми оговорками. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм тремя звёздами из четырёх возможных, но завершил свою рецензию на фильм отзывом, который иначе, как дифирамб, оценить сложно: "Я смотрел фильм "12 обезьян", который мне отрекомендовали как комедию. Однако, любой смешок, который вызовет этот фильм, будет очень пустым и глупым. Фильм больше похоже на празднование безумия и гибели, с героем, который пытается победить хаос своего состояния, хотя и производит впечатление неадеквата. Это абсолютно холодное, темное, сырое зрелище, и даже роман между главными героями кажется скорее отчаянным, чем радостным. Все в этом фильме сделано очень хорошо, а если ещё узнать подробнее об условиях создания фильма (особенно о технической стороне), тем больше восхищения он вызовет. И это не комедия. Ибо фильм больше обращается к уму, чем к чувствам."

Хотелось бы обратить внимание, что рецензия Эберта написана в январе 1996 года. А сегодня, когда на планете бушует пандемия коронавируса, основная сюжетная предпосылка фильма - попытка в 2035 году выяснить при помощи машины времени, кто в прошлом спровоцировал вирусную пандемию, вызвавшую гибель большей части человечества, предстает как гениальное предвидение.

Об оценке фильма кинозрителями четверть века назад свидетельствуют уже приведённые выше данные о кассовых сборах этой картины. Современный кинозритель, несмотря на прошедшие четверть века, оценил фильм не менее высоко. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Терри Гиллиама "12 обезьян" оценки от 8 до 10.

С учетом сказанного выше рейтинг фильма Терри Гиллиама "12 обезьян" по версии FilmGourmand'а составил 8,046, благодаря чему он занял 653-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.