filmgourmand

Category:

Жил певчий дрозд. Полвека

6 декабря 1970 года на экраны кинотеатров Тбилиси вышел фильм Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд". Жанровую принадлежность картины сегодня, наверное, определили бы как "драмеди". Спустя полтора года, в июле 1972-го года начался показ этого фильма и в других городах и республиках Советского Союза.

Весьма плодовитый на кинорецензии американский кинокритик Деннис Шварц в рецензии на этот фильм написал: "Этот ленивый бездельник (главный герой фильма - FG), благодаря своему обаянию находит благоприятный отклик у многих обычных граждан Грузии как нормальный парень. Однако, его поведение расстроило советские власти. Они запретили этот фильм, посчитав его распутное поведение пощечиной их красным лицам и их трудовой этике."

Честно говоря, я не понял, что Шварц имеет виду, говоря о запрете этого фильма. Я посмотрел фильм без всяких проблем в Москве, во второй половине 70-х годов. Не помню, правда, в кинотеатре "Иллюзион" или в кинотеатре повторного фильма у Никитских ворот. Ажиотажа никакого не было. Да, фильм был выпущен небольшим тиражом, всего 320 копий. Но называть это запретом - вряд ли корректно. Задержка с выпуском фильма на экраны на полтора года, да ещё в связи с необходимостью дубляжа, по меркам советского кинематографа - вообще мелочь. Скорее, такое заявление Шварца можно трактовать как своеобразный комплимент режиссёру, который после грузино-осетино-российского вооружённого конфликта 2008 года позволил себе выпустить несколько гневных стрел в адрес России и её армии. За что некоторыми российскими обозревателями был причислен к числу русофобов. Правда, при этом Иоселиани не погнушался спустя два года снять фильм на деньги Сбербанка России. (Или в данном случае уместнее говорить о финансировании Сбербанком русофобии?)

Возможно, можно было бы счесть более корректным высказывание французского кинокритика Оливье Битуна, который в своей рецензии сообщил, что "отказ (главного героя фильма - FG) погрузиться в социальную модель, ориентированную на работу и производство, безусловно, побудил советские власти запретить экспорт фильма на четыре года (наконец, он будет представлен в Каннах на «Двухнедельной неделе режиссеров»)." Т.е., речь идёт уже о запрете не на прокат фильма в кинотеатрах, а запрете на экспорт. Впрочем, в контексте этой рецензии под экспортом подразумевается выдвижение фильма на международные зарубежные кинофестивали. И тут уже сразу возникает вопрос о мало-мальском знакомстве этого французского кинокритика с советским кинематографом. 

Дело в том, что в 1971-м году советский кинематограф на международной арене, в тех же Каннах, представлял фильм Александра Алова и Владимира Наумова "Бег", в 1972-м - фильм Андрея Тарковского "Солярис", в 1973-м году - фильм "Монолог" Ильи Авербаха. Покажите мне человека, который скажет, что фильм Иоселиани был более достоин и имел лучшие перспективы представлять советский кинематограф, чем перечисленные картины (Шварц и Битун, понятное дело, не счёт), и я, не скрывая, скажу, что брошу в этого человека камень. Да и не один. 

А в 1974-м году фильм Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд" в паре с фильмом другого грузинского режиссёра Георгия Данелии - "Совсем пропащий" - был выдвинут на Каннский кинофестиваль. И тут уже руководство Каннского фестиваля определило, что фильм Данелии будет участвовать в основном конкурсном показе, а фильм Иоселиани - в программе фильмов, которые принято характеризовать как фильмы "не для всех", именуемой «Двухнедельной неделей режиссеров». Тем самым, руководство Каннского кинофестиваля фактически подтвердило справедливость и оправданность решения советских кинематографических властей о выпуске фильма Иоселиани в прокат не самым высоким тиражом 320 копий.

...А мне фильм понравился. Возможно, это кому-то покажется странным, но у меня он вызвал весьма отдалённые ассоциации с любимым рассказом "Марсианин" из "Марсианских хроник" любимого в то время писателя Рэя Брэдбери. И, понятное дело, далеко не только мне понравился этот фильм. Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев вообще оценил его максимальными 10-тью баллами из 10-ти возможных. В своей рецензии он написал: "Фильм "Жил певчий дрозд" говорит как об опасности "дальнозоркости", так и "близорукости" в жизни. Он ничего не решает, не определяет, а предлагает задуматься. ... Каждый из нас должен решить, что выбрать: замкнутость в себе или открытость вовне. Решить, пока не поздно. Пока не прерван бег нашей жизни, пока ещё сочится сквозь пальцы песок отмеренного нам времени. Пока есть ещё время и можно успеть."

О весьма высокой оценке этого фильма "широкими слоями" современных кинозрителей говорит следующий показатель: 64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя рейтинг фильма Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд" по версии FilmGourmand'а составляет 7,924, благодаря чему он занимает 829-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.