filmgourmand

Category:

Филадельфийской истории 80 лет

5 декабря 1940 года в шести городах разных штатов США прошла премьера романтической комедии Джорджа Кьюкора "Филадельфийская история". Такой довольно необычный старт демонстрации фильма имел свои причины.

Основой сценария фильма "Филадельфийская история" послужила одноименная пьеса, написанная драматургом Филипом Бэрри специально для Кэтрин Хепбёрн, по её заказу. А оплатил этот заказ к тому времени уже бывший любовник Кэтрин Хепбёрн - экстравагантный миллиардер Говард Хьюз. (В 2004 году Мартин Скорсезе снял об этом человеке фильм "Авиатор" с Леонардо ДиКаприо в главной роли.)

Необходимость в создании специальной пьесы для Кэтрин Хепбёрн диктовалась тем обстоятельством, что к 1938-му году актриса приобрела в среде американских кинематографистов прозвище "кассовый яд". Дело в том, что у актрисы, в 1934-м удостоенной премии Оскар за исполнение главной женской роли в фильме "Ранняя слава", с 1934-го же года началась полоса неудач: все фильмы с её участием, а таких за период с 1934-го по 1938-й год насчитывается около 10, терпели провал в прокате. Продюсеры и режиссёры начали отказывать актрисе под разными предлогами. Например, когда она предложила себя на роль Скарлетт О'Хара в "Унесённых ветром", ей было отказано по причине недостаточной сексуальности, что никто не поверит, что Кларк Гейбл будет её добиваться много лет. (Уж не знаю, какое объяснение отказа для женщины было бы менее оскорбительным: отсутствие кассового потенциала или недостаток сексуальности.) И тогда она обратилась за помощью к мужчинам: близкому другу Филипу Бэрри и экс-бойфренду Хьюзу. В итоге, Хьюз подарил Кэтрин пьесу, написанную Бэрри.

Филип Бэрри, если можно так выразиться, "списал" образ главной героини своей пьесы с жены своего друга - реальной "светской львицы" Хелен Хоуп Монтгомери Скотт, которую называли «неофициальной королевой белой англо-саксонской протестантской олигархии Филадельфии», "воплощением высшего общества Пенсильвании" и "символом аристократической, свободной духом элегантности". Кстати, когда дело дошло уже до съемок фильма, руководство киностудии, для придания большей достоверности, решило снимать фильм в реальном поместье, принадлежащем этой самой Хелен Хоуп Монтгомери Скотт, но когда увидели размеры этого поместья и роскошное убранство дома, отказались от этой затеи, сочтя, что зрители не поверят, что такое возможно в Америке 30-х годов.

Но до съемок фильма ещё была театральная постановка. Первый спектакль по пьесе "Филадельфийская история" состоялся в театре Шуберта на Бродвее 28 марта 1939 года. Последний - 30 марта 1940 года. За год состоялось 417 представлений, в каждом из которых на сцене блистала Кэтрин Хепбёрн. То, что в среднем в течение года давалось более одного спектакля в день и что спектакль принёс более одного миллиона долларов прибыли, говорит о чрезвычайном успехе как самой пьесы, так и её сценического воплощения. И тогда Хепбёрн поняла, что можно по этой пьесе снимать фильм.

Хепбёрн предложила киностудии MGM выкупить у неё права на постановку столь прибыльной пьесы всего за 250 тысяч долларов, но в обмен потребовала предоставить ей право определять режиссёра, продюсеров и актёров будущего фильма. Пользуясь этим правом, она фактически назначила режиссёром фильма Джорджа Кьюкора, у которого уже снялась с успехом в двух фильмах. На главные мужские роли Хепбёрн хотела пригласить Кларка Гейбла (видимо, помня об объявленной ей причине отказа в роли Скарлетт О'Хара) и Спенсера Трейси, своего будущего многолетнего любовника и партнера по фильмам. Но вскоре выяснила, что Гейбл и Кьюкор - "вещи несовместные". (О причинах мы писали здесь.) А Трейси просто оказался занят на съёмках фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд". В итоге главные мужские роли достались Джеймсу Стюарту и Кэри Гранту.

Как бы то ни было, 5 июля 1940-го года начались съемки фильма и закончились 14 августа, на 5 дней раньше запланированного срока. Однако, премьеры фильма пришлось ожидать несколько месяцев. Дело в том, что, как было сказано, 30 марта состоялся последний спектакль по пьесе "Филадельфийская история". Но это в Нью-Йорке. А учитывая значительный кассовый потенциал спектакля, театральные продюсеры, по договоренности с кинопродюсерами, запустили гастрольные поездки по всей стране. Пришлось премьеру фильма отложить. Но для того, чтобы фильм попал в номинанты премии Оскар 1941-го года, премьера должна была состояться до конца 1940-го года. Опять же, по договоренности между театральными и кинопродюсерами премьера в Нью-Йорке не могла состояться до окончания "гастрольного чёса". Именно поэтому 5 декабря фильм впервые был показан практически одновременно в 6 не самых крупных городах в разных концах Америки. А коммерческий потенциал пьесы во время гастролей по стране был полностью реализован: за 9 месяцев было дано 250 спектаклей, что принесло 750 тысяч долларов прибыли.

В начале 1941-го года фильм "Филадельфийская история" получил 6 номинаций на премию Оскар. Победил в двух из них: за Лучший сценарий и за Лучшую главную мужскую роль. Этот Оскар был присуждён Джеймсу Стюарту. Существует легенда, а, может, и быль, что у Стюарта и мыслей не было о победе в номинации. И на церемонию он не собирался. Но за пару часов до начала церемонии ему кто-то позвонил и "настоятельно порекомендовал" надеть смокинг и явиться на церемонию. Что он и сделал. И, якобы, именно после этого случая было решено поручить специальной аудиторской фирме хранить в секрете результаты голосования до самого объявления победителей. 

В номинации Лучший фильм победа была присуждена фильму Альфреда Хичкока "Ребекка", в номинации Лучший режиссёр Джордж Кьюкор уступил Джону Форду, режиссёру фильма "Гроздья гнева". А в споре за Оскар в номинации Лучшая главная женская роль Кэтрин Хепбёрн уступила Джинджер Роджерс, исполнившей главную роль в довольно среднем фильме "Китти Фойль". Но для Хепбёрн это не имело особого значения. Главное, что она избавилась от реноме "кассовый яд": фильм "Филадельфийская история" Джорджа Кьюкора при бюджете в 914 тысяч долларов собрал в прокате 3,3 миллиона долларов. 

А Оскаров после "Филадельфийской истории" Кэтрин Хепбёрн завоевала ещё три. И по общему их количеству - 4 - до сегодняшнего дня является рекордсменом среди актёров. Причём, последнего, 4-го Оскара, Кэтрин Хепбёрн получила ещё в 1982-м году, 38 лет назад. И до сих пор никто из актёров не может превзойти её по этому показателю.

Бокс офис фильма наглядно подтверждает огромный успех фильма у зрителей 1940-го года. Можно только добавить к этому, что, как сообщает известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев, фильм в США посмотрели 27 миллионов человек, что составляло примерно 20 процентов тогдашнего населения Америки. Но и у современного кинозрителя фильм Джорджа Кьюкора "Филадельфийская история" пользуется серьёзным успехом. Достаточно сказать, что 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учетом сказанного рейтинг фильма Джорджа Кьюкора "Филадельфийская история" по версии FilmGourmand'а составляет 7,864, благодаря чему он занимает 901-е место в Золотой Тысяче.

В Советском Союзе фильм не демонстрировался. По крайней мере, до начала перестройки.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.