filmgourmand

Category:

Годовщина "почти пророческого предчувствия новорусской эпохи"

23 ноября 1984 года в СССР состоялась премьера фильма Эльдара Александровича Рязанова "Жестокий романс".

"Жестокий романс" - пожалуй, самый нетипичный фильм в творчестве Эльдара Александровича. Во-первых, никогда до этого фильма, да и после тоже, Рязанов не экранизировал классические произведения. Во-вторых, никогда до этого фильма действие в его картинах не завершалось убийством.

Впрочем, и само появление фильма "Жестокий романс" стало результатом в определённой степени случайности. Или, скажем так, этот шедевр Рязанова появился потому, что не состоялся другой шедевр. Дело в том, что в 1982 году Эльдар Александрович горел желанием снять фильм по понравившейся ему, сверхактуальной на тот момент, пьесе Людмилы Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна". Но: что такое 82-й год? Поздний Брежнев, пришедший ему на смену Андропов... Короче, политическая обстановка в стране не позволила кинематографическому руководству позволить Рязанову экранизировать такой острый материал.

Конечно, последовательность Рязанова и его любовь к пьесе Л.Разумовской обусловили появление на свет задуманного в 1982 году фильма, но значительно позже - в 1988 году. Когда, благодаря перестройке и гласности советские зрители и читатели узнали уже столько всего, что события, описанные в "Дорогой Елене Сергеевне", большинству показались обычными "детскими шалостями".

Но вернёмся к "Жестокому романсу". Если пьеса Разумовской в силу её сверхострого характера по состоянию на 1982 год оказалась "неснимабельной", то многократно проверенная драматургия русского классика А.Н.Островского не вызвала у партийно-кинематографического начальства никаких возражений. Кроме, разве что, того, что к тому моменту две экранизации пьесы "Бесприданница" уже имели место. Но последняя по времени экранизация состоялась ещё в 1936 году. Так что, серьёзных возражений это обстоятельство не породило.

Мы не будем подробно останавливаться на описании съемок этого фильма, поскольку сам Эльдар Александрович с присущим ему юмором описал свою работу над фильмом в книге "Неподведённые итоги", а также в ряде интервью, например, здесь.

Обратим лишь внимание на то, что этот фильм, ставший одним из любимейших у советских кинозрителей, о чём свидетельствует признание его лучшим фильмом года по опросу журнала "Советский экран", подвергся жесточайшей критике со стороны тогдашних кинокритиков. Как впоследствии писал сам Э.Рязанов: "Практически все газеты — «Правда» в статье Михаила Швыдкого, «Труд», «Литературная газета», «Советская культура», «Комсомольская правда» — не оставляли от фильма и от меня как постановщика камня на камне, размазывали по стенке."

Обвинения критиками выдвигались самые, как понятно сегодня, нелепые. Что в фильме Паратов (в исполнении Никиты Михалкова) поёт, а согласно первоисточнику - пьесе Островского, он петь не должен. Что в фильме Лариса Огудалова совершенно однозначно отдаётся Паратову, в то время как в пьесе Островского такого однозначного утверждения "падения" Ларисы не содержится. И т.д., и т.п. А значит, Рязанов покусился на искажение классики. Плюс ко всему, Эльдару Александровичу ставилось в вину, что на роль такого знаменательного образа русской классики он взял дебютантку, только что окончившую театральный институт Ларису Гузееву (хотя в фильме 1936 года, принятом за эталон, Ларису играла вообще 18-летняя Нина Алисова). 

Эта оголтелая критика, иначе не скажешь, поскольку не имела сколько-нибудь серьёзных оснований, легко объяснима, если учесть, опять же, своеобразие "исторического момента". Дело в том, что фильм вышел в тот год, когда в СССР воцарился Константин Черненко. Собственно, сам Черненко к этому моменту был уже глубоко больным человеком. Ну, а недалёким он был всегда. Но с его приходом к власти буквально взвились все те, кто мечтал о возвращении сталинских порядков. И Эльдар Александрович был для этих "сталинских соколов от пера" одной из самых желанных мишеней. Ведь незадолго до выхода "Жестокого романса" Рязанов снял остросатирические фильмы "Гараж" и "О бедном гусаре замолвите слово", в некоторых персонажах которых партийные чинуши не могли не узнать себя. А ещё раньше Рязанов вызвал гнев партийно-кинематографического начальства тем, что на роль Сирано де Бержерака в предполагавшемся к постановке фильме взял не кого-нибудь, а поэта Евгения Евтушенко, находившегося в тот момент в опале за осуждение вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 году. А когда Рязанову запретили снимать Евтушенко, Эльдар Александрович попросту отказался снимать этот фильм, на подготовку которого уже были потрачены значительные финансовые средства.

Короче, до поры, до времени этим сталинистам от кинокритики приходилось сдерживать себя, скрепя зубы. Но в приходе к власти К.Черненко эта публика услышала команду "фас" и бросилась глумиться над всенародно любимым режиссёром. Естественно, в таких условиях фильм не мог быть выдвинут на какие-либо международные кинофестивали. Но каким-то образом он попал на 10-й Индийский международный кинофестиваль, где в январе 1985 года международное жюри под председательством великой Жанны Моро присудило этому фильму Главную премию за лучший фильм. 

Как уже отмечалось, мнение кинозрителей радикальным образом разошлось с мнением кинокритиков от КПСС. А у кинокритиков новой, демократической, России эта картина Эльдара Рязанова отторжения не вызывала. Более того, один из авторитетнейших российских кинокритиков Андрей Плахов назвал этот фильм "почти пророческим предчувствием новорусской эпохи".

Больше 72% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки 8 и выше. На основе этого показателя фильм "Жестокий романс" включен в Золотую Тысячу под номером 612 с рейтингом 8,08.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.