filmgourmand

Category:

Годы и фильмы: 1975-й год

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1975-го года по версии FilmGourmand'а признан фильм Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки".

Премьера фильма Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" состоялась 19 ноября 1975 года на кинофестивале в Чикаго, США.

Вскоре после премьеры фильм "Пролетая над гнездом кукушки" получил 6 номинаций на премию Золотой Глобус, включая все важнейшие, и выиграл все. Затем фильм Милоша Формана получил 9 номинаций на премию Оскар и выиграл 5 из них, причем во всех важнейших номинациях. До фильма "Пролетая над гнездом кукушки" лишь один фильм - "Это случилось однажды ночью" Фрэнка Капры - добивался такого успеха у Американской киноакадемии, причем случилось это в далёком 1935-м году. Но если у фильма Фрэнка Капры попросту не было достойных конкурентов, и добился он успеха, скорее, "на безрыбье", то среди конкурентов фильма Милоша Формана были и "Барри Линдон" Стэнли Кубрика, и "Собачий полдень" Сидни Люмета, и "Челюсти" Стивна Спилберга.

Фильм "Пролетая над гнездом кукушки" имел огромный успех не только на американских кинофорумах, но и в Европе. В частности, Британская киноакадемия дала фильму 10 номинаций на премию БАФТА, из которых фильм выиграл 6, опять же, самых важных. Датская киноакадемия присудила фильму свою премию Бодиль как самому Лучшему неевропейскому фильму. Итальянская киноакадемия присудила фильму две премии Давид ди Донателло: Лучшему иностранному режиссёру (Милошу Форману) и Лучшему иностранному актёру (Джек Николсон). В 1977-м году фильм Милоша Формана получил номинацию на французскую премию Сезар, но уступил эту номинацию итальянскому фильму "Мы так любили друг друга" режиссёра Этторе Скола.

Не помню точно, когда именно я посмотрел этот фильм в первый раз. Наверное, где-то в конце 80-х годов. До начала перестройки появление такого фильма на советских киноэкранах было попросту невозможным: власти, при всей их ограниченности, очень чётко осознавали свою идейную близость и духовное родство с Сестрой Ретчед, персонажем Луизы Флетчер. Т.е., нам, простым советским обывателям, не имевшим каких-то особых выходов на заграничные рынки культурной продукции (да и всякой другой продукции тоже), довелось увидеть этот киношедевр лишь спустя лет 10-15 после его создания. И, хотя фильмы с политическим подтекстом имеют свойство довольно быстро устаревать, т.е., буквально сразу, как только меняется политическая ситуация, этот фильм и спустя десятилетия после выхода на экраны оказался сверхактуальным. Да и сегодня, смею предположить, его актуальность не уменьшилась.

В те годы, годы перестройки, в печати появилось много материалов о «репрессивной психиатрии». Меня это явление никоим образом не коснулось, Бог миловал. Но с одним эпизодом из моей студенческой жизни этот фильм вызвал самые непосредственные ассоциации.

Во второй половине 70-х годов со мной на курсе, правда, в другой группе учился один парень, Толя Руденко. Был он отличником и «образцом поведения в быту». И вот однажды, курсе на третьем, написал он заявление в комитет ВЛКСМ, что не может больше состоять в комсомоле, поскольку обрёл веру и считает несовместимым с ней своё пребывание в организации коммунистической (читай – атеистической) молодёжи. Что тут началось! Представьте: лучший ВУЗ страны, гуманитарный факультет, а тут такое. Короче, чем это не попытка МакМёрфи, героя Джека Николсона, закосить от тюрьмы в дурдоме?

Срочно поступила указивка провести комсомольское собрание группы и осудить поступок студента Руденко. Что группа, не без некоторых споров, и сделала. Представляю, что это выглядело примерно так же, как организованное Сестрой Ретчед обсуждение проблем Хардинга. Группа почти единогласно осудила поступок Толика. «Но был один, который не стрелял». Он, переругавшись на этой почве со всей группой, перешел потом в нашу группу. От него-то мы и узнали подробности всей этой истории.

Осудить-то группа, осудила. А оргвыводы? Самое большое наказание, которое могло осуществить комсомольское собрание – исключение из комсомола. А Толик сам себя исключил. Значит, решили старшие товарищи, надо исключать из университета. А на каком основании? Хочу напомнить, что формально членство в комсомоле было делом сугубо добровольным, а в Конституции страны провозглашалась свобода вероисповедания.

Короче, дождались старшие товарищи (читай – духовные собратья Сестры Ретчед) ближайшей сессии и «навалились гурьбой» на Толика. Целыми кафедрами зачёты и экзамены принимали, форменный перекрёстный допрос с пристрастием устраивали. А Толик, я же говорю, отличником был, на все вопросы отвечал. Ну никак не получалось у старших товарищей поставить оценку ниже «четвёрки». Так с «четвёрками» и «пятёрками» дошёл Толик до последнего экзамена по философии. Замечу, марксистско-ленинской философии. Там препод тоже потел-потел, изобретая вопросы, и в конце концов подытожил: «Я вижу, вы к экзамену основательно подготовились. Но на четвёртом курсе у Вас будет научный коммунизм. Так вот Вы его, с Вашими взглядами, не сдадите. Поэтому ставлю Вам оценку «два». И тут же, без всяких пересдач, Толика отчислили. За академическую неуспеваемость. Конституция нарушена не была.

С документами, полученными от университета, Толик смог устроиться только кочегаром в котельную. Чем не лоботомия МакМёрфи?

Наверное, я не стал бы погружаться в свои воспоминания, если бы не одно обстоятельство. Заглянул я в рецензии на этот фильм на Кинопоиске и обнаружил там наряду с почти тремястами восторженными отзывами около сорока рецензий негативных. Естественно, захотелось понять, чем же так не понравился мой любимый фильм нескольким десяткам пользователей Кинопоиска (реально оценки ниже 7 поставили 8% пользователей этого популярного ресурса). Перечитал эти негативные отзывы. В подавляющем большинстве авторов не устроило значительное расхождение фильма с книгой Кена Кизи, на основе которой создавался сценарий картины. Ещё одна причина вызвала отторжение: не так, как надо, изображена психиатрическая клиника и методы лечения психических заболеваний. 

Претензии формально справедливые. НО! Книга Кизи была написана в 1962 году, а фильм был поставлен в 1975 году. Представьте себе, что американскому обществу, пережившему бурные 60-е - начало 70-х с их студенческими волнениями, битниками, хиппи и, самое главное, вьетнамской войной, показали бы, прямо скажем, детский лепет про лечение психбольных. И эту разницу в конкретных историко-политических условиях появления книги и фильма хорошо подметил известный российский кинокритик Евгений Нефёдов - "И если книга звучала гимном во славу свободного, веющего, где только хочет, духа «хиппи» и иных возмутителей спокойствия, противостоящих затхлому буржуазному обществу, то экранизация оказалась потрясающе созвучна уже эпохе разочарований в несбывшихся мечтах мятежного поколения."

Т.е., для того, что бы на основе книги Кизи сотворить произведение искусства, оставалось либо делать хоррор, а книга Кизи вполне для этого подходила. Либо... Либо делать то, что сделал Милош Форман. Т.е., фильм НЕ О СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ! И со временем это поняли все, даже адвокаты Кена Кизи, который судился с авторами фильма. Не понял, причём до конца своей жизни, только сам Кен Кизи. Ну, и некоторые пользователи Кинопоиска.

Я задался вопросом, почему же это не всем понятно, и в поисках ответа на этот вопрос заглянул в профайлы рецензентов. Всё стало понятно: возраст рецензентов 20 - 25 - 30. Редко, кто старше 35. «Не понять, не ждавшим, им…» Это только Милош Форман, родители которого сгорели в огне фашистских концлагерных печей, а сам он стал невозвращенцем после раздавленной советскими танками «Пражской весны», смог из, пусть неплохого, но всё же не шедеврального романа Кена Кизи сотворить шедевр на все времена. 

Рассчитывать на полное понимание фильма нынешними 15-30-летними – все равно, что подойти к первому попавшемуся на улице старшекласснику, прочитать ему сонет Шекспира или Петрарки (не обязательно на языке оригинала, можно по-русски), а потом спросить: «Ну, кто это написал?» Наверное, нет необходимости сообщать, сколько будет получено правильных ответов. Они же, наши 20-30-летние не виноваты, что заданный вопрос не входит в список вопросов ЕГЭ, что власть втюхивает им под видом культуры «Дом-2», «Камеди Клаб» и прочие духоподъемные сериалы. При одних этих названиях у меня возникает ассоциация с фрагментом всё из того же фильма: «Приём лекарств. Приём лекарств». Под тихую умиротворяющую музыку.

Но в том, что молодёжь не сразу "врубается", о чём же фильм, особой беды нет. В конце концов, даже Роджер Эберт, которому на момент выхода фильма на экраны исполнилось 33 года, тоже оценил фильм всего тремя звёздами из 4-х возможных, написав в рецензии 1975 года: "Если Форман проповедовал притчу, аудитория выглядела полностью с ней согласной, и я обнаружил, что это немного удручает: гораздо легче высказать благородные замечания о борьбе с истеблишментом, об отказе подчиниться системе, чем вдумчиво исследовать, как ведут себя реальные люди, когда их помещают в такую среду, как психиатрическая больница."

Но уже в начале 2000-х годов, повзрослев и помудрев, и став настоящим гуру американской кинокритики, Роджер Эберт дал фильму максимальные 4 звезды, включил его в свой список "Великих Фильмов" и написал в новой рецензии: "Упрощенный подход фильма к психическим заболеваниям на самом деле не является недостатком фильма, потому что он совсем не о безумии и его лечении. Речь в фильме идет о свободном духе в закрытой системе." 

Гораздо в этом смысле противнее слова одного комментатора нашего канала на Яндекс-Дзен, судя по всему, достаточно взрослого, если не сказать, пожилого, человека: "Формановская кукушка - снятая для западных идиотов "антитоталитарная" пропаганда под маской запорной претензия на филос. глубины. (Форман был не подсидент, а участник вооруж. сопротивления нашей армии, потому и свалил). Пьеса про кукушку шла в СССР без всякого успеха." От этих слов, пронизанных цинизмом в адрес человека, чьи родители сгорели в фашистских концлагерях, так и веет лагерным вертухайством.

Один из самых авторитетных российских кинокритиков, Сергей Валентинович Кудрявцев, так написал про фильм Милоша Формана: "мы попадаем в сумасшедший дом, который оказывается своеобразной моделью общества. Там действуют те же законы, царят схожие порядки. Но постепенно мы приходим к выводу, что на самом деле общество - модель сумасшедшего дома. Они меняются местами. Пациенты психиатрической клиники - не безумцы. Они находятся в ней добровольно. Потому что эта “психушка” - как убежище, последнее пристанище. Но и там общество не оставляет их в покое. Люди мечутся в безвыходной ситуации между личным и коллективным безумием. Альтернативы нет. Или тебя сделают настоящим сумасшедшим при помощи электрошока, или же подвергнут “промывке мозгов” в обществе, воспользовавшись средствами “массового оглупления” и тотальной манипуляции.... Форману претит любое проявление насилия над человеческой личностью, он не приемлет какой бы то ни было формы подавления и подчинения."

Впрочем, подавляющее большинство кинозрителей, что в 70-х годах, что сегодня, прекрасно разобралось, о чём этот фильм. Свидетельством тому, во-первых, грандиозные финансовые результаты картины: при бюджете в 3 миллиона долларов только за первый год фильм собрал около 109 миллионов долларов. А во-вторых, 84% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки 8 и выше. А 29% пользователей поставили фильму высший балл - "десятку".

С учетом сказанного рейтинг фильма Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" по версии FilmGourmand'а,  составляет 10,039, что позволяет ему занимать 41-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" в "десятку" лучших фильмов мирового кинематографа 1975-го года по версии FilmGourmand'а вошли следующие фильмы:

- Дерсу Узала. Режиссёр Акира Куросава, СССР. Рейтинг фильма - 9,384; 93-е место в Золотой Тысяче.

- Барри Линдон. Режиссёр Стэнли Кубрик, Великобритания. Рейтинг фильма - 8,881; 195-е место в Золотой Тысяче.

- Сто дней после детства. Режиссёр Сергей Соловьев, СССР. Рейтинг фильма - 8,838; 205-е место в Золотой Тысяче.

- Выкорми ворона. Режиссёр Карлос Саура, Испания. Рейтинг фильма - 8,769; 226-е место в Золотой Тысяче.

- Они сражались за Родину. Режиссёр Сергей Бондарчук, СССР. Рейтинг фильма - 8,480; 330-е место в Золотой Тысяче.

- Паскуалино «Семь красоток». Режиссёр Лина Вертмюллер, Италия. Рейтинг фильма - 8,383; 372-е место в Золотой Тысяче.

- Собачий полдень. Режиссёр Сидни Люмет, США. Рейтинг фильма - 8,362; 385-е место в Золотой Тысяче.

- Когда наступает сентябрь… Режиссёр Эдмонд Кеосаян, СССР. Рейтинг фильма - 8,214; 463-е место в Золотой Тысяче.

- Монти Пайтон и священный Грааль. Режиссёры Терри Гиллиам, Терри Джонс, Великобритания. Рейтинг фильма - 8,165; 506-е место в Золотой Тысяче.


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1975-го года:

- Победа коммунистических сил в Камбодже. В Камбодже в результате непрекращающихся вооружённых столкновений к власти пришёл лидер местных коммунистов Пол Пот. Начались массовые изгнания населения из городов и зверские убийства.

- Бунт на корабле. На большом противолодочном корабле ВМФ СССР «Сторожевой» произошёл вооружённый мятеж под лозунгами отстранения от власти правящей верхушки КПСС.

- «Автобусная резня». В Ливане участились столкновения на религиозной почве. Одно из них, получившее название «Автобусная резня», в ходе которого погибли 28 палестинских мирных граждан, послужило толчком к полномасштабной и многолетней гражданской войне. Событие получило отражение в фильме "Пожары".

- Землетрясение в Хайчэне. В Китае, в городе Хайчен, произошло первое спрогнозированное землетрясение. Согласно прогнозам, в городе с миллионным населением должно было погибнуть до 150 тысяч человек. Благодаря начатой за несколько часов эвакуации, число погибших составило 2041, 27 тысяч было ранено.

- Убийство короля Фейсала. Король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдул-Азиз Аль Сауд был застрелен своим племянником принцем Фейсалом ибн Мусаидом. Принц, незадолго до убийства вернувшийся из США, объснил свой поступок тем, что хотел отомстить за убийство  своего брата Халида бин Мусаида, застреленного полицейским во время митинга против секуляризации и телевидения. По приговору суда принц был обезглавлен.

- Воцарение Анатолия Карпова на шахматном престоле. Бобби Фишер (США) отказался играть с Анатолием Карповым (СССР), за что ФИДЕ лишило его звания чемпиона мира по шахматам. Анатолий Карпов сохранял титул чемпиона мина по шахматам в течение 10 лет.

- Дело Народно-Революционной Партии. Жестокая диктатура южнокорейского президента Пак Чжон Хи вызвала массовые народные демонстрации протеста, которые жёстко подавлялись силовыми структурами. Было арестовано 1024 участника демонстраций. Власти сообщили о существовании так называемого Комитета возрождения Народно-Революционной Партии (далее - Комитет), которая на самом деле была практически уничтожена за 10 лет до событий. 8 человек, которым было инкриминировано участие в этом Комитете, были приговорены к смертной казни через повешение. Смертная казнь была приведена в исполнение через 18 часов после оглашения приговора. Спустя 27 лет следствие пришло к выводу, что признания о принадлежности к Комитету, послужившие основанием для вынесения смертного приговора, были получены под пытками. Все казнённые были посмертно реабилитированы.

- Падение Сайгона. Вооружённые силы коммунистического Северного Вьетнама захватили столицу Южного Вьетнама, город Сайгон. Началась массовая эвакуация оставшихся американских войск и гражданских лиц Южного Вьетнама, сотрудничавших с американскими войсками. Среди прочих была осуществлена операция по эвакуации беспризорных детей. Самолёт ВВС США, Lockheed C-5 Galaxy, на котором вывозились дети, потерпел катастрофу. Все 155 детей погибли.

- Начало кампучийско-вьетнамской войны. Коммунистический режим Камбоджи, переименованной в Кампучию, начал уничтожение этнических вьетнамцев на территории страны. Кроме того, армия Кампучии начала осуществлять вооружённые вылазки на территорию коммунистического же Вьетнама. Пограничные стычки переросли в полномасштабную войну между коммунистическими государствами. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


Кроме того, родилась Марион Котийяр.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма. 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.