filmgourmand

Category:

Годы и Фильмы: год 1974-й

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1974-го года, по версии FilmGourmand'а, признан фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец: часть 2".

Премьера фильма "Крестный отец: часть 2" состоялась в Нью-Йорке 12 декабря 1974-го года.

Существовала возможность, что фильм "Крестный отец: часть 2" мог бы снимать не Фрэнсис Форд Коппола, а какой-нибудь другой режиссёр, например, Мартин Скорсезе. Дело в том, что во время съемок первой части продюсеры несколько раз собирались его уволить, и Копполе эти, мягко говоря, "трения" с продюсерами изрядно надоели. Поэтому, получив предложение снимать продолжение "Крёстного отца", Коппола поставил перед продюсерами ряд довольно существенных условий. В том числе, полную свободу творчества в этом фильме, а также право параллельно работать над фильмом "Разговор", в котором Коппола выступил и автором сценария, и режиссёром, и продюсером. 

Продюсеры, принимая во внимание, что первая часть "Крестного отца" имела оглушительный успех, и в первую очередь, финансовый (фильм при бюджете в 6 миллионов долларов принёс его создателям почти 270 миллионов долларов), согласились со всеми условиями режиссёра и, более того, подарили ему лимузин Мерседес Бенц. А кандидатуру Скорсезе, предложенную самим Копполой, отвергли.

Через несколько недель после премьеры фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец: часть 2" получил 6 номинаций на премию "Золотой Глобус". Однако, не выиграл ни одной. В важнейших номинациях - Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр - "Крестный отец: часть 2" и Фрэнсис Форд Коппола проиграли фильму "Китайский квартал" и его режиссёру Роману Полански.

А вскоре после этого "Крестный отец: часть 2" получил 11 номинаций на премию Оскар, из которых выиграл 6, в том числе, в важнейших категориях: Лучший фильм и Лучший режиссёр. Многие кинообозреватели по этому поводу сделали примерно одинаковое заключение, а именно: "Коппола наконец взялся за проект, которого, казалось, ждал весь мир: «Крестный отец, часть II». Признанная даже лучшим фильмом, чем его предшественник, Часть II оказалась столь же успешной, став первым в истории сиквелом, когда-либо выигравшим премию Оскар в номинации Лучший фильм. Вторым, и пока последним примером сиквела, который так же обошёл своего предшественника, стал фильм "Властелин колец: Возвращение Короля" 2003 года. Коппола также получил свой первый «Оскар» как лучший режиссер."

Награждение Копполы за его режиссёрскую работу было абсолютно оправданным и закономерным. Многое в его работе над фильмом демонстрировало профессиональное отношение самого высокого уровня. Например, когда фильм был снят почти полностью, один музыкант обратил внимание Копполы на то, что все мужчины носят в фильме брюки на молнии, в то время, как, во времена, описываемые в фильме, застёжка "зиппер" ещё не была изобретена. Коппола велел переснять все такие сцены, заставив мужчин одеть брюки на пуговицах.

Кроме Оскаров за Лучший фильм и Лучшую режиссуру "Крестный отец: часть 2" получил эту премию также и за Лучший адаптированный сценарий. Однако, если рассмотреть эту награду более внимательно, то можно прийти к выводу, что она не совсем корректна. Несмотря на то, что везде и всюду утверждается, что фильм основан на романе Марио Пьюзо, связь фильма с романом очень незначительная. Лишь сцены о молодом Вито Корлеоне имеют какое-либо основание в книге, поскольку только одна глава в книге посвящена детству и юности Вито. А всё, что касается Майкла (Аль Пачино) и его семьи в Лас-Вегасе, представляет совершенно оригинальный сюжет. Более того, уже по ходу съемок Аль Пачино, угрожая Копполе тем, что откажется от роли, фактически заставил его чуть ли не полностью переписать первоначальный сценарий. И Коппола сделал это буквально за один уикенд. Тем не менее, фильм получил премию Оскар в номинации Лучший адаптированный сценарий, хотя справедливее было бы дать эту премию за Лучший оригинальный сценарий.

Также интересна история премии Оскар, полученная фильмом за Лучшую оригинальную музыку, которой был удостоен Нино Рота. Этот композитор был номинирован на Оскар за свою музыку ещё к первой части "Крестного отца". Но эта номинация была отменена в связи с тем, что музыкальная тема, использованная в "Крестном отце", была использована ещё в фильме "Фортунелла" 1958-го года. Музыкальная тема во второй части "Крестного отца" во многом повторяет тему из первой части, а, следовательно, и тему из фильма "Фортунелла". Тем не менее, Нино Рота получил Оскара. Честно говоря, я не видел фильм "Фортунелла" и потому не могу судить, насколько музыкальная тема этого фильма совпадает с музыкой из "Крестного отца". Но в любом случае, музыка Нино Роты просто бесподобна. Фактически, именно с неё началось знакомство советских кинозрителей с этим киношедевром: фильм в советских кинотеатрах не демонстрировался, по крайней мере, до начала перестройки, а музыка звучала очень много где.

Раз уж мы коснулись премий Оскар, полученных фильмом, следует отметить что работы пяти актёров в этом фильме были номинированы на эту премию. А получил премию только один Роберт Де Ниро как Лучший актёр второго плана. И нельзя не отметить, что его актёрская работа в этом фильме представляет собой ещё один пример профессионального отношения к делу. Для того, чтобы достичь полной достоверности своего образа Вито Корлеоне, Роберт Де Ниро 4 месяца учился говорить на сицилианском диалекте итальянского языка, из которых 3 месяца просто жил на Сицилии. И это не случайно, поскольку на английском языке герой Де Ниро в фильме произносит только 8 слов.

А вот Аль Пачино, номинированный на Оскара как Лучший исполнитель главной роли, этой премии не получил, ни за первую часть фильма, ни за вторую. Американские киноакадемики сочли более достойной этой премии актёрскую работу Арта Карни в фильме "Гарри и Тонто". Впрочем, возможно, гонорар, полученный Аль Пачино за эту роль в какой-то мере компенсировал его горечь поражения. Гонорар Аль Пачино за вторую часть "Крестного отца" составил 500 тысяч долларов (примерно, 2,8 миллионов долларов сегодняшних) + 10% от полученной прибыли. Этот гонорар в десятки раз превзошёл его гонорар, полученный за первую часть, составивший 25 тысяч долларов. 

И это при том, что кассовые сборы второй части, по разным оценкам, составили от 48 миллионов долларов до 88 миллионов долларов. То есть, даже максимальные оценки близко не стояли с финансовыми результатами первой части фильма. А бюджет второй части был в два с лишним раза больше бюджета первой части, а именно 13 миллионов долларов. Возможно, что троекратное снижение кассовых сборов второй части по сравнению с бокс офисом первой части было связано с завышенными ожиданиями многих американских кинозрителей, порождённых ошеломительным успехом первой части. Известно, что билеты на сумму 26 миллионов долларов были забронированы в 340 кинотеатрах США ещё до окончания съемок фильма.

Американская Киноакадемия оказалась единственной в мире, наградившей фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец: часть 2" своей высшей премией. Европейские и азиатские киноакадемии и кинофестивали даже не удостоили этот фильм ни единой номинацией. Точнее, только Британская киноакадемия номинировала фильм на свою премию БАФТА в не самых главных категориях и наградила Аль Пачино. Причём, как мы уже писали, наградила, как принято говорить, "по совокупности заслуг": за две роли, включая ещё и роль в фильме "Собачий полдень" режиссёра Сидни Люмета.

Что касается отзывов кинокритиков, то их мнения оказались тоже весьма неоднозначными. Подавляющее большинство рецензий носили восторженный характер. Однако, ведущие кинокритики оказались весьма сдержанными в отношении фильма. Так, например, кинообозреватель ведущего американского издания The New York Times Винсент Канби в своей рецензии, опубликованной на следующий день после премьеры в Нью-Йорке, написал: "Единственное примечательное в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец, часть 2» - это то, как он настойчиво напоминает о том, насколько лучше был его оригинальный фильм.

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт в рецензии, написанной в 1974-м году, оценил фильм тремя звездами из 4-х возможных и свою оценку прокомментировал следующим образом: "«Крестный отец, часть II» движется вперед и назад во времени по сравнению с событиями «Крестного отца», пытаясь разрешить наши чувства по поводу Корлеоне. Поступая так, он демонстрирует структурную слабость, от которой фильм никогда не избавится, но помимо этого он делает нечто еще более разочаровывающее: оно обнажает определенную простоту в представлениях Копполы о мотивации и характеристике, которой не было в его предыдущем элегантном шедевре....В фильме также есть свидетельства того, что Коппола так и не смог полностью освоить хаотичную массу материала в своем сценарии. Некоторые сцены кажутся странно бессмысленными (почему мы почти не понимаем реальных дел Майкла на Кубе, но есть много дорогих кадров о ночи захвата Кастро?), а другие кажутся не полностью объясненными (я, например, так и не понял, кто на самом деле отдал приказ об удушении в бруклинском салуне)."

Впрочем, возможно, сработало то, что поэт охарактеризовал так: "Лицом к лицу. Лица не увидать. Большое видится на расстоянье". По прошествии времени некоторые изменили свое первоначальное мнение. Тот же Роджер Эберт спустя 34 года, в 2008 году написал новую рецензию, в которой оценил фильм максимальными 4-мя звездами и включил его в свой список "Великих фильмов". Эта рецензия уже пересыпана эпитетами, типа "великий фильм", "произведение безоговорочного величия", "фильм, который содержит все жизненные уроки, которые вам нужно знать", "фильм, который должен посмотреть каждый, кто вообще ценит кино."

А Джеймс Берардинелли в 2001-м году написал: "В совокупности «Крестный отец» и «Крестный отец 2» представляют собой вершину американского кинематографа и величайшую гангстерскую историю. ... Под внешней оболочкой произведений этнической эпохи «Крестный отец» - это фильм не столько о криминальных авторитетах, сколько о ценах, уплаченных в валюте души за принятые и предотвращенные решения. Именно это качество делает эту сагу вневременной."

Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев поставил фильму 9,5 баллов из 10 возможных и в рецензии 2007-го года написал: "Хотя события романа и фильма полностью выдуманы, Коппола творит подлинный исторический эпос о мафии, верно угадывая суть этого «нароста», «раковой опухоли» на теле государства. Он раскрывает способы вовлечения людей в орбиту влияния преступного синдиката, философию и этику власти тех, кто находится во главе организации. Размеренное, именно эпическое дыхание второй серии, основательность и масштабность повествования заставили некоторых поклонников лихого действия отдать предпочтение первой части. Но думается, что постановщик был прав, не желая механически эксплуатировать успех своего прежнего боевика, вложив в новую историю больший заряд социальности и критического восприятия американской действительности."

Современные кинозрители оценили фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец: часть 2" очень высоко, возможно, гораздо выше, чем зрители 70-х годов прошлого века. 86% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 42% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого и сказанного выше рейтинг фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец: часть 2" по версии FilmGourmand'а составил 9,304, благодаря чему он занял 96-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец: часть 2" в "десятку" лучших картин мирового кино 1974-го года по версии FilmGourmand'а вошли следующие фильмы:

- Китайский квартал. Режиссёр Роман Полански, США. Рейтинг фильма - 9,237; 110-е место в Золотой Тысяче.

- Мы так любили друг друга. Режиссёр Этторе Скола, Италия. Рейтинг фильма - 9,014; 154-е место в Золотой Тысяче.

- Запах женщины. Режиссёр Дино Ризи, Италия. Рейтинг фильма - 8,709; 239-е место в Золотой Тысяче.

- Разговор. Режиссёр Френсис Форд Коппола, США. Рейтинг фильма - 8,574; 290-е место в Золотой Тысяче.

- Земля обетованная. Режиссёр Анджей Вайда, Польша. Рейтинг фильма - 8,427; 351-е место в Золотой Тысяче.

- Женщина не в себе. Режиссёр Джон Кассаветис, США. Рейтинг фильма - 8,393; 366-е место в Золотой Тысяче.

- Каждый сам за себя, один Бог против всех. Режиссёр Вернер Херцог, Германия. Рейтинг фильма - 8,369; 384-е место в Золотой Тысяче.

- Потоп. Режиссёр Ежи Гоффман, Польша. Рейтинг фильма - 8,218; 460-е место в Золотой Тысяче.

- Семейный портрет в интерьере. Режиссёр Лукино Висконти, Италия. Рейтинг фильма - 8,186; 489-е место в Золотой Тысяче.


Историко-политическим фоном для перечисленных картин стали следующие события, происшедшие в этом 1974-м году:

- В США в результате Уотергейтского скандала Ричард Никсон подал в отставку с поста президента. Пост президента США перешёл к Джеральду Форду.

- В Греции свергнута диктатура «чёрных полковников».

- В окрестностях Парижа (Франция) разбился самолёт МакДоннел-Дуглас-10 Турецких авиалиний. Погибло 346 человек, что сделало эту катастрофу крупнейшей на тот момент.

- В Португалии произошла так называемая «Революция гвоздик». Корпоративный режим, созданный Салазаром и поддерживаемый Каэтану в течение 40 лет, был свергнут.

- Индия произвела первые испытания атомной бомбы.

- На Кипре произошёл государственный переворот с целью присоединения острова к Греции. В ответ Турция ввела на Кипр свои войска. 

- В СССР на окраине Москвы прошла выставка картин советских художников-авангардистов. Выставка была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров, отчего получила название "бульдозерной выставки".

- Во Франции в связи со смертью Жоржа Помпиду президентом стал Валери Жискар д’Эстен.


- Родилась Пенелопа Крус.

- Умерли Витторио Де Сика, Василий Шукшин.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.