filmgourmand

Category:

Юбилей любимого фильма Майкла Джексона

2 октября 1980-го года в Нью-Йорке состоялась премьера байопика Дэвида Линча "Человек-слон". 

В основу сценария фильма положены две книги. Первая - это книга воспоминаний знаменитого британского хирурга Фредерика Тривза. Общенациональную и даже международную известность этому врачу принесли всего два пациента: король Эдвард VII и Джозеф Меррик. Именно Меррик получил в народе прозвище "человек-слон", и именно ему была в большей степени посвящена книга, написанная Фредериком Тривзом - «Человек-слон и другие воспоминания», опубликованная в 1923-м году. Вторая книга - «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве», опубликованная 1971-м году, принадлежит перу британско-американского антрополога Эшли Монтэгю (настоящее имя - Израэль Эренберг).

Идею создать фильм по биографии Джозефа Меррика подал Мэлу Бруксу Джонатан Сэнгер, который был ассистентом у Брукса на фильме "Страх высоты" 1977-го года. Хотя считается, что самому Сэнгеру подсказала эту идею некая няня, но вполне вероятно, что Сэнгеру просто захотелось создать кинопроизведение, превосходящее шедшую в то время с большим успехом на Бродвее театральную постановку, основанную на тех же литературных источниках. А Мэлу Бруксу, который незадолго до этого создал свою собственную кинокомпанию "Бруксфилмз", нужен был фильм, который был бы необычным и успешным одновременно.

Первым, которому было предложено стать режиссёром будущего фильма, был Терренс Малик, но он отказался. Тогда Сэнгер предложил Бруксу кандидатуру Дэвид Линча. Брукс не был знаком с работами Линча, а их у него к тому времени было и всего ничего: несколько короткометражных фильмов и один полнометражный - "Голова-ластик" 1977-го года. Этот фильм Сэнгер и показал Бруксу. Фильм привел Брукса в восторг. Решение о режиссёре было принято.

А ведь в прокате первый полнометражный фильм Дэвида Линча почти провалился: кассовый сбор буквально на несколько сотен долларов превысил затраты на его создание. В итоге, Дэвид Линч находился в состоянии, близком к депрессии. Это его состояние усугублялось недавним разводом с женой. Всё вместе порождало у Дэвида Линча мысли уйти из профессии. Поэтому в момент, когда ему предложили стать режиссером будущего фильма "Человек-слон", он работал простым кровельщиком. Предложение Брукса и Сэнгера буквально вернуло Линча к жизни.

Одну из главных ролей в фильме сыграла Энн Бэнкрофт, супруга Мэла Брукса. Когда спустя 28 лет Брукс давал интервью британскому изданию "Гардиан", его спросили, кто ещё рассматривался на роль миссис Кендал. Брукс ответил: "Она к тому времени уже получила «Оскар» за «Сотворившую чудо» (1962), к тому же была женой продюсера, так что нет, ей не пришлось проходить кастинг. Вы с ума сошли?"

Зато свою фамилию Мэл Брукс запретил указывать в титрах фильма. До этого фильма он приобрёл широкую известность как режиссёр пародийных и сатирических комедий, а потому боялся, что его имя в титрах дезориентирует зрителя. Ведь жанровую принадлежность фильма можно определять по-разному, но только, не комедия. Например, кинообозреватель The New York Times Винсент Канби так отозвался о фильме: «Человек-слон» использует некоторые приемы из фильма ужасов, включая зловещую музыку, внезапные шокирующие кадры и намеки на грядущие темные вещи, но это очень мягкий фильм ужасов, в котором «существо» - преследуемый, а не преследователь."

В начале 1981-го года фильм "Человек-слон" получил 4 номинации на премию "Золотой Глобус", в том числе в двух важнейших номинациях: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. В обеих этих номинациях "Человек-слон" и его режиссёр уступили фильму "Обыкновенные люди" и его режиссёру Роберту Редфорду. Компанию фильму Дэвида Линча и ему самому составили фильм "Бешеный бык" и его режиссёр Мартин Скорсезе.

Чуть позже фильм "Человек-слон" получил 8 номинаций на премию "Оскар". И здесь, в главных номинациях, повторилась та же картина, что и на Золотом Глобусе. Особых возражений решение Американской киноакадемии ни у кинокритиков, ни у экспертов не получило. Но зато подавляющее большинство деятелей киноиндустрии сошлось во мнении, что фильм заслуживает премии Оскар за грим. В Совет управляющих Киноакадемии было даже направлено письмо с просьбой присудить особую премию фильму Дэвида Линча. Академия ответила отказом, но зато со следующего, 1982-го года, в списке номинаций появилась номинация Лучший грим. И все последующие победители в этой номинации обязаны своими Оскарами именно фильму Дэвида Линча, а точнее, британскому визажисту Кристоферу Такеру.

Грим, созданный Кристофером Такером для главного персонажа фильма "Человек-слон", не являлся плодом его фантазии. Напротив, заслуга Такера в том, что он со скрупулёзной точностью воспроизвёл реальный облик Джозефа Меррика. После смерти настоящего Джозефа Меррика части его тела были сохранены для изучения медицинской наукой. Некоторые внутренние органы хранились в сосудах, с его головы, руки и ноги были сняты гипсовые слепки. Хотя органы были уничтожены немецкими авианалётами во время Второй мировой войны, слепки сохранились и хранятся по сей день в лондонском госпитале. Грим актёра Джона Хёрта, сыгравшего Меррика в этом фильме, был создан Кристофером Такером непосредственно по этим слепкам.

О том, насколько искусным и близким к оригиналу было "творение" Кристофера Такера, свидетельствует такой курьёзный случай. Джон Хёрт, исполнитель роли Джозефа (Джона - как его переименовали авторы сценария фильма) Меррика, оставил себе на память маску (или слепок), в которой играл в фильме, и хранил её в шкафу. И вот, как-то раз, спустя несколько лет после выхода фильма на экран, Джон Хёрт, находясь вне дома, получил сообщение от соседей, что в его дом забрался злоумышленник. Срочно вернувшись домой, Хёрт обнаружил, что ничего не похищено, только распахнута дверца шкафа, и рядом валяется та самая маска. То есть, похититель, открыв шкаф и увидев маску, испугался настолько, что моментально забыл о цели своего "визита" и тут же ретировался.

Если у себя на родине фильм Дэвида Линча остался практически без престижных наград, то в Европе он добился куда большего признания. В Великобритании фильм получил 7 номинаций на премию БАФТА, из которых выиграл три, в том числе в категории Лучший фильм и Лучший исполнитель главной роли (Джон Хёрт). В номинации Лучший режиссёр Дэвид Линч уступил только Акире Куросаве, режиссёру фильма "Кагемуся". Кстати, в номинации Лучший фильм британские киноакадемики "Человека-слона" предпочли "Кагемусе".

Во Франции в 1981-м году "Человек-слон" получил премию Сезар как Лучший иностранный фильм. В Японии в 1982-м году фильм Дэвида Линча получил номинацию от Японской киноакадемии как Лучший иностранный фильм, но уступил её фильму Фолькера Шлёндорфа "Жестяной барабан".

Отзывы кинокритиков на фильм  "Человек-слон" в основном были сугубо положительными. Хотя гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм Дэвида Линча всего двумя звёздами из 4-х возможных и эту невысокую оценку объяснил следующим образом: "Я все время спрашивал себя, что фильм на самом деле пытается сказать о человеческом состоянии, отраженном Джоном Мерриком, и ответом на мой вопрос была пустота. Философия фильма абсолютно поверхностна и сводится к двум идеям: (1) Вау, Человек-слон выглядел отвратительно, и (2) черт возьми, разве это не чудесно, как он держался, несмотря ни на что? И эта вторая идея провозглашается даже не взирая на то, что смерть Джона Меррика в двадцать семь лет вполне могла быть самоубийством."

А вот российские кинокритики в большинстве своем очень высоко оценили фильм "Человек-слон". Например, Андрей Малов в своей рецензии написал: "Этот фильм стоит особняком в творчестве Дэвида Линча: с его помощью он как бы извинился за свои прошлые («Бабушка», «Голова-ластик») и будущие декадентские эксперименты — за страсть к смакованию всевозможных физиологических патологий и уродств. С одной стороны, Линч вроде бы продолжает здесь наступление на одно из самых древних экранных табу – физиологического отклонения от нормы, с другой же, снимает один из первых политкорректных фильмов, выступающих за защиту изгоев." Возможно, именно поэтому Майкл Джексон называл этот фильм Дэвида Линча в числе своих любимых фильмов.

Зрители оценили фильм Дэвида Линча весьма высоко, как в 80-е годы прошлого века, так и в наши дни. Подтверждением тому являются данные о кассовом сборе в США в размере 26 миллионов долларов, что в 5 с лишним раз превысило его 5-миллионный бюджет. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10.

С учетом изложенного выше, рейтинг фильма Дэвида Линча "Человек-слон" по версии FilmGourmand'а составил 9,602, благодаря чему он занял 65-е место в Золотой Тысяче.



Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.