filmgourmand

Categories:

Вековой юбилей корифея советского кино

25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской губернии (ныне - Украина), в семье председателя колхоза Федора Петровича Бондарчука и его жены Татьяны Васильевны родился сын Серёжа. Вскоре семья Бондарчуков переехала в г. Таганрог. В 1937-м году, ещё будучи школьником, Сергей Бондарчук вышел на сцену Таганрогского драматического театра. А по окончании школы, поступил учиться в Ростовское театральное училище, что вызвало сильное недовольство отца. Окончив училище в 1941-м году, по распределению попал в Театр Красной Армии в Грозном.В связи с началом Великой Отечественной войны в апреле 1942-го года был призван в Красную Армию. В 1944-м году был награжден медалью "За оборону Кавказа". В 1985-м году Сергей Федорович Бондарчук, как и все ветераны Великой Отечественной войны, был награжден юбилейным Орденом Отечественной войны II степени. 

Сергей Бондарчук в своем фильме "Судьба человека" (1959). Рейтинг фильма - 8,557; 298-е место в Золотой Тысяче.
Сергей Бондарчук в своем фильме "Судьба человека" (1959). Рейтинг фильма - 8,557; 298-е место в Золотой Тысяче.

После окончания войны и демобилизации из армии Сергей Бондарчук вернулся к актёрскому ремеслу. Точнее, поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и уже в 1948-м году сыграл в двух фильмах: эпизодическую роль в фильме "Мичурин" и хоть небольшую, но идеологически довольно значимую, роль Валько в экранизации романа Александра Фадеева "Молодая гвардия", осуществлённой Герасимовым. Образ коммуниста-подпольщика Валько, как известно, не имел реального прототипа, в отличие от большинства других героев романа Фадеева. Этот образ был введён писателем во вторую редакцию романа, после полученных от Сталина обвинений в том, что в романе не отражена руководящая и направляющая роль партии в организации сопротивления нацистским оккупантам.

Сергей Бондарчук и его третья жена Ирина Скобцева в фильме "Война и мир" (1965). Рейтинг фильма - 9,506; 77-е место в Золотой Тысяче.
Сергей Бондарчук и его третья жена Ирина Скобцева в фильме "Война и мир" (1965). Рейтинг фильма - 9,506; 77-е место в Золотой Тысяче.

После этой роли Бондарчук был обречён играть исключительно роли идеологически благонадёжных и выверенных персонажей. В качестве единственного отклонения допускались лишь роли в экранизациях произведений классической литературы, типа чеховского Дымова или шекспировского Отелло. И Сергей Федорович охотно играл эти роли, за что был осыпан милостями вождей: уже в 1951-м году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а спустя всего год, в 1952-м году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Звание, которого многие другие, не менее талантливые актёры, добивались в течение десятилетий. Это примерно так же, как, если бы в армии капитан сразу получил звание полковника. Кроме того, в 1952-м году ему была присуждена Сталинская премия первой степени.

Сергей Бондарчук в своем фильме "Они сражались за Родину" (1975). Рейтинг фильма - 8,469; 333-е место в Золотой Тысяче.
Сергей Бондарчук в своем фильме "Они сражались за Родину" (1975). Рейтинг фильма - 8,469; 333-е место в Золотой Тысяче.

В 1959-м году Сергей Бондарчук начал режиссёрскую деятельность. И первый же, дебютный фильм Бондарчука - "Судьба человека" - стал шедевром. Всего за свою жизнь Сергей Федорович Бондарчук снял 7 полнометражных художественных кинофильмов. Из них три фильма вошли в Золотую Тысячу. Обо всех этих трёх киношедеврах - "Судьба человека", "Война и мир", "Они сражались за Родину" - мы уже писали.

Кадр из фильма "Судьба человека".
Кадр из фильма "Судьба человека".

Благоволение коммунистических властей к Сергею Бондарчуку, как минимум, до начала перестройки, проявлялось не только в дожде наград, премий и званий, которыми был осыпан этот, без сомнения талантливый актёр и великий режиссёр. Трудно назвать какую-либо государственную награду высшего достоинства или премию, которой он не был бы удостоен. Но благоволение проявлялось и в другом. Ему, игравшему коммунистов, едва ли не единственному в стране деятелю искусства, и не просто деятелю, а руководителю творческого союза (15 лет он был секретарём Союза Кинематографистов), воспитателю подрастающего поколения (более двадцати лет он был профессором во ВГИКе), в конце концов, депутату Верховного Совета РСФСР на протяжении почти 30-ти лет, дозволялось чуть ли не в открытую сохранять веру в Бога. Более того, поддерживать контакты с Папой Римским, который даже выделил специальную келью для того, чтобы Сергей Федорович, находясь в Риме, мог молиться.

Сергей Бондарчук в своем фильме "Степь". 1977.
Сергей Бондарчук в своем фильме "Степь". 1977.

Благоволение советских властей и особое доверие органов безопасности к Сергею Бондарчуку проявлялось и в том, что ему в числе немногих дозволялось принимать предложения западных кинематографистов сниматься за рубежом (фильмы "В Риме была ночь" Роберто Росселлини, "Битва на Неретве" Велько Булайича) или участвовать в совместных производствах (советско-итальянский фильм "Ватерлоо", советско-мексиканско-итальянский фильм "Красные колокола").

Кадр из фильма "Ватерлоо". Режиссёр - Сергей Бондарчук. 1970.
Кадр из фильма "Ватерлоо". Режиссёр - Сергей Бондарчук. 1970.

И каким же, очевидно, тяжёлым ударом явились для него решения V Съезда Союза Кинематографистов 1986-го года, оставившие его, фактически, за бортом кинематографической деятельности.  

Кадр из фильма "Война и мир". Режиссёр - Сергей Бондарчук.
Кадр из фильма "Война и мир". Режиссёр - Сергей Бондарчук.

Сергей Федорович Бондарчук включен в список 100 великих режиссёров мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом.

Сергей Бондарчук в своем фильме "Они сражались за Родину"
Сергей Бондарчук в своем фильме "Они сражались за Родину"


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.