filmgourmand

Category:

Неоконченная пьеса для механического пианино: немного воспоминаний

5 сентября 1977 года фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» был представлен одновременно (что очень большая редкость!) советскому кинозрителю и зарубежным любителям и профессионалам кино на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания).

Когда я первый раз посмотрел фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», я был настолько, нет, не потрясён, скорее, растворён в этом фильме, что решил, что он на всю жизнь останется моим любимым фильмом. Этот первый просмотр состоялся в рамках фестиваля молодых кинематографистов в 1977 году в московском кинотеатре «Литва». До сих пор помню, как мы с друзьями прорывались на лишние билетики, и надо же было такому случиться – на моё счастье лишний билетик оказался не у кого-нибудь, а у самой Галины Польских.

До сих пор помню, как Никита – молодой, красивый, стройный (32 года ему тогда было, всего-то на 10-12 лет старше меня и моих друзей тогдашних) – перед началом фильма рассказывал, какой бой ему пришлось выдержать на фестивале в Сан-Себастьяне. А основным конкурентом его фильма был не какой-нибудь, а «Звёздные войны» Джорджа Лукаса.

Как рассказывал Никита, реклама этого фантастического блокбастера на фестивале превосходила все мыслимые рамки, вплоть до того, что даже пригласительные билеты на просмотровый сеанс проверял робот-персонаж этого фильма. Само собой, у нас в Советском Союзе в те годы не только секса, но и рекламы путной не было. И потому мы абсолютно поняли чувства Никиты, когда он, сходя с ума от неизвестности в своем гостиничном номере, получил телефонный звонок от своего приятеля Малкольма Макдауэлла, который был на том фестивале председателем жюри, с поздравлениями с победой.

Господи! Как же мы радовались за своего кумира (ведь мы уже посмотрели к тому времени «Рабу любви» и «Свой среди чужих, чужой среди своих»)! И как мы радовались тому, что известие о победе сообщил другой наш кумир того времени (ведь мы уже посмотрели к тому времени «Заводной апельсин» и «О,счастливчик!»).

И когда, после выступления Никиты, мы посмотрели и сам фильм, мы единодушно решили, что его победа абсолютно заслужена. И даже спустя годы, когда и «Звездные войны» добрались до наших кинотеатров, мы нисколько не поколебались в этой своей уверенности.

После этого, первого, просмотра мы ещё несколько раз смотрели этот фильм. И каждый раз после просмотра спорили до хрипоты, обсуждая мельчайшие нюансы картины, вплоть до того, что хотел сказать Никита солнечным бликом на цепочке Пети в финальном кадре картины. 

Мы буквально цитировали целые куски фильма. По общежитию то и дело можно было услышать: «А уж кто подлец, так это ваш Митька. Он одеколон пьёт и мне предлагает». Или: «В гостях нужно лечить хересом». А уж фразу про то, что «в Бельгии или Голландии философские мысли передаются от одного к другому, от одного к другому, а у нас в России … ещё и Камчатка есть», использовали по любому поводу. Да и без повода тоже.

Тогда, в 77-м, молодые и холостые, мы пропускали мимо ушей фразу Анны Войницевой (Антонина Шуранова) «Софья будет с тобой, Платонов – со мной, Саша – с Платоновым». Это сегодня, по прошествии многих лет, в течение которых многие из нас сменили по несколько жён и мужей, эта фраза звучит свежо и современно.

По моему мнению, «Неоконченная пьеса для механического пианино» является вершиной творчества Никиты Михалкова. Примерно такое же мнение высказала кинообозреватель газеты "The New York Times" Жанет Маслин. В своей рецензии на фильм, помимо прочих хвалебных отзывов, она отметила, что этот фильм, "очень приблизительно основанный на ранней пьесе Чехова «Платонов», возможно, даже ближе к Чехову, чем сам Чехов." (The New York Times, 23 апреля, 1982)

Впрочем, в американской кинокритике есть и другие мнения. Так, Дэйв Кер писал: "Русский режиссер Никита Михалков часто стремился к чеховскому тону; и в этом фильме у него есть подлинный (хотя и второстепенный) чеховский материал, с которым приходится иметь дело, но настоящие качества Чехова снова ускользают от него. На фоне дореволюционной усадьбы Михалков ставит романтические странствия группы очаровательно одураченных аристократов и амбициозных буржуа; танец завершается ожидаемой нотой горько-сладкого разочарования, но не затрагивает темные чувства, лежащие в основе комедии Чехова. Неуклонно красивая кинематография наводит на мысль о стремлении к драгоценному самообману со стороны Михалкова, столь же сильного, как и у любого из его персонажей». На момент написания этой рецензии (4 апреля 2011 года) Дэйв Кер состоял в штате всё той же The New York Times. 

 Современные кинозрители оценили этот фильм Никиты Михалкова не менее высоко, чем зрители 70-х годов прошлого века. 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 29% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» по версии FilmGourmand'а, составил 8,386, благодаря чему он занял 375-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.