filmgourmand

Category:

Юбилей Расёмона

26 августа 1950 года, ровно 70 лет назад, на экраны японских кинотеатров вышел фильм Акиры Куросавы "Расёмон". Мы уже вкратце касались этого фильма, когда в рубрике "Годы и фильмы" давали обзор лучших фильмов мирового кино 1950-го года. Сегодня, в связи с 70-летним юбилеем этого киношедевра, хотим рассказать об этом фильме чуть более подробно.

У нас нет точных фактических данных, но многие критики утверждают, что японскими кинозрителями и кинокритиками "Расёмон" был воспринят более, чем прохладно. Главная претензия, предъявляемая критиками, заключалась в том, что Куросава в этом фильме слишком вольно обошёлся с литературными произведениями, послужившим основой сценария картины. 

В основу сценария "Расёмона" был положен рассказ классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы "В чаще" (имеет и другие варианты названия на русском языке: "В бамбуковой роще", "Кто убил Такэхиро"), опубликованный в 1921 году. При этом в качестве названия фильма использовано название совершенно другого рассказа Акутагавы. Название этого рассказа на русский язык переведено как "Ворота Расёмон", но этот перевод не совсем корректный, поскольку само слово "расёмон" состоит из двух слов, одно из которых - "расё" - означает "цитадель", а второе - "мон" - "ворота". В свою очередь сам Акутагава взял слово "Расёмон" для своего рассказа из названия одной из пьес театра "но", популярного в средневековой Японии. 

Через год после выхода "Расёмона" на экраны оценка его зрителями и кинокритиками кардинально переменилась. Причиной перемены явился фурор, произведённый фильмом на Венецианском кинофестивале, где он получил Золотого Льва. Причём в число 30 номинантов на эту премию в тот год входили такие шедевры, как "Трамвай «Желание» Элиа Казана, "Туз в рукаве" Билли Уайлдера, "Дневник сельского священника" Робера Брессона и другие. 

Интересно, что выдвижение фильма Куросавы на Венецианский кинофестиваль произошло по инициативе преподавательницы итальянского языка в Токийском университете Джулианы Страмиджоли. Сама киностудия Daiei Motion Picture Company, на которой был снят фильм, и даже японское правительство, возражали против участия "Расёмона" в кинофестивале и предлагали взамен фильм Ясудзиро Одзу "Сёстры Мунэката", снятый на той же киностудии Daiei Motion Picture.

Причин тому несколько. Во-первых, Ясудзиро Одзу к тому времени был более именит, нежели Куросава. А, во-вторых, руководитель кинокомпании Daiei Motion Picture Company, мало того, что был совершенно неопытен, так ещё и не понял в фильме ничего. Он даже запретил упоминание киностудии в титрах. Но после триумфа картины на Венецианском кинофестивале, вроде как, "прозрел" и исправил свою оплошность. Впрочем, таким непонятливым был далеко не он один. Известно, что перед началом съемок три ассистента Куросавы обратились к нему с просьбой объяснить, кто же всё-таки прав. Куросава ответил, что "Расёмон" является отражением жизни, а жизнь не всегда имеет ясный смысл.

Позже, в своих мемуарах "Что-то вроде автобиографии" Куросава рассказал, что дал такое объяснение своим ассистентам: «Люди не могут быть честными с собой. Они не могут говорить о себе без приукрашивания. Сценарий описывает именно таких людей - тех, кто не просто не может существовать без лжи. Только ложь, показывающая их лучше, чем они есть на самом деле, позволяет им чувствовать себя лучше. Сценарий показывает эту греховную потребность в лестной лжи, даже выходящей за пределы могилы - даже персонаж, который умирает, не может отказаться от своей лжи, когда он общается с живущими через медиума. Эгоизм - это грех, который человек несет с собой от рождения; его труднее всего искупить. И потому этот фильм можно назвать неким странным свитком с картинками, который, разворачиваясь, являет миру людское эго».

После успеха на Венецианском кинофестивале "Расёмон" попал на экраны американских кинотеатров и, благодаря этому, оказался в поле зрения Американской киноакадемии. В начале 1952-го года фильм Куросавы был удостоен почётной премии Оскар "как самый выдающийся фильм на иностранном языке, выпущенный в США в 1951 году." То есть, даже непонятно было, в какую номинацию его включить. Считается, что именно этот фильм побудил американских киноакадемиков ввести номинацию премии Оскар за Лучший фильм на иностранном языке. 

В 1953-м году "Расёмон" был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший фильм любого происхождения. Но эта британская премия решением британских киноакадемиков досталась британскому же фильму "Звуковой барьер" Дэвида Лина. Хотя, как и в описанном нами случае с фильмом "Кошка на раскалённой крыше", фильм "Звуковой барьер" был признан победителем и в номинации Лучший британский фильм. Ну, а своего рода "утешением" для "Расёмона" была более чем достойная компания относительных "неудачников": "Трамвай «Желание» Элиа Казана, "Огни рампы" Чарльза Чаплина, "Забытые" Луиса Бунюэля, "Чудо в Милане" Витторио Де Сики, "Поющие под дождём" Стэнли Донена и Джина Келли и др.

Профессиональными кинокритиками, причём, практически всеми, "Расёмон" был оценен чрезвычайно высоко. Роджер Эберт, присвоивший фильму максимальные 4 звезды и включивший его в свой список "Великих фильмов", написал в своей рецензии: "Гениальность «Расёмона» в том, что все рассказы в нём одновременно правдивы и ложны. Правдивы потому, что они представляют собой точный портрет того, что, по мнению каждого свидетеля, произошло. Ложны потому что, как отмечает Куросава в своей автобиографии, «люди не могут быть честными с самими собой. Они не могут говорить о себе без приукрашивания»." По словам Роджера Эберта, "Расёмон" поразил мир, как удар молнии. И открыл мир японского кино западному миру.

Примерно в том же духе высказался и другой известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли, так же оценивший фильм максимальными 4-мя звёздами: "В конце концов, нам остается признать только одно: объективной истины не существует. Это грааль, который нужно искать, но который никогда не будет найден, только какое-то его подобие. Самый блестящий ход Куросавы в "Расёмоне" - никогда не раскрывать то, что произошло на самом деле. Нам остается делать собственные выводы. Каждый раз, когда я смотрю фильм, я ухожу с немного другим мнением о том, что происходило в лесу. Но незнание остается источником восхищения, а не разочарования, и в этом заключается величайшее достижение Куросавы."

Такие режиссеры, как Федерико Феллини, Вуди Аллен, Сатьяджит Рай, Ингмар Бергман и Джон Хьюстон, назвали этот фильм одним из своих любимых фильмов.

Поклонники фильма "Гражданин Кейн" любят утверждать, что Акира Куросава снял свой "Расёмон" под влиянием фильма Орсона Уэллса. Но в действительности Куросава посмотрел "Гражданина Кейна" лишь спустя несколько лет после выхода "Расёмона" на международный киноэкран.

72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Расёмон" оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Акиры Куросавы "Расёмон" по версии FilmGourmand'а составил 9,564, что обеспечило ему 71-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.