filmgourmand

Category:

День рождения Кошки на раскаленной крыше

23 августа 1958 года в Бостоне, штат Массачусетс, США, состоялась премьера фильма Ричарда Брукса "Кошка на раскаленной крыше", поставленного по пьесе одного из известнейших американских драматургов Теннесси Уильямса. Пьеса была чрезвычайно популярна в Америке, о чём свидетельствует присуждение ей Пулитцеровской премии в 1955 году.

За три года до премьеры фильма эта пьеса Уильямса была поставлена Элиа Казаном на сцене бродвейского театра "Мороско" в Нью-Йорке. Постановка пользовалась огромным успехом как у публики, так и у театральной критики. Как следствие, в дальнейшем эта пьеса была поставлена во множестве театров, как с США, так и в Европе. И даже в Советском Союзе. 

Теннесси Уильямс очень негативно оценил экранизацию его пьесы, осуществлённую Ричардом Бруксом. Людям, стоявшим в очереди за билетами на этот фильм, он сказал, что картина отбрасывает киноиндустрию на 50 лет назад. Впрочем, практически всем было понятно, что раздражение Уильямса вызвал тот факт, что Брукс убрал из сценария малейшие намёки на гомосексуальный подтекст, содержавшийся в пьесе. А между тем своеобразный любовный треугольник между "Кошкой-Мэгги", её мужем Бриком и его "милым другом" Скиппером, покончившим самоубийством, составляет стержень пьесы. 

Такая причина недовольства экранизацией со стороны автора пьесы фактически озвучивается и в рецензии известного российского кинокритика Евгения Нефёдова, который одновременно выдвигает предположение, "что Казан, осуществивший постановку на Бродвее, на компромиссы (с цензорами - FG) бы не пошёл, сколько б ему ни ставили в вину сотрудничество с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности."

Да, многими предполагалось, что осуществлять экранизацию будет Элиа Казан, чья постановка пьесы в театре, как уже было сказано, была чрезвычайно популярной. Но он отказался, объяснив свой отказ тем, что к тому моменту уже экранизировал две пьесы Теннесси Уильямса - "Трамвай "Желание" (1951) и "Куколка" (1956) - и не хочет, что бы публика начала воспринимать его сугубо как "со-автора" Уильямса. Трудно сказать, насколько искренним был Элиа Казан, именно таким образом объясняя свой отказ. Но вот Джордж Кьюкор, известный гей, совершенно открыто объяснил свой отказ снимать фильм по выхолощенному сценарию именно из-за требований кинокомпании MGM убрать этот гомосексуальный подтекст.

Впрочем, кинокомпанию MGM и Ричарда Брукса вполне можно понять: ведь в американском кинематографе с середины 30-х до середины 60-х годов действовал т.н. "кодекс Хейса" - свод правил, сильно напоминающий взятые в совокупности наши современные российские законы о запрете пропаганды гомосексуализма и защите прав верующих.

Трудно сказать, по каким причинам, но от предложений сыграть роль Брика в фильме отказались многие известные и популярные на тот момент актёры, в том числе Элвис Пресли, Монтгомери Клифт и даже Бен Газзара, игравший эту роль в бродвейской постановке. А вот в отношении главной женской роли - "Кошки-Мэгги" - ситуация была совершенно обратной. Многие звёзды, включая Грэйс Келли и Мэрилин Монро, претендовали на эту роль. А досталась она Элизабет Тэйлор. 

Возможно, именно из-за жесточайшей конкуренции Элизабет Тэйлор не позволила себе ни на день прервать своё участие в съемках, даже когда в авиакатастрофе погиб её муж Майк Тодд (третий по счёту на тот момент). Ни в коем случае нельзя объяснять такое поведение какой-то бесчувственностью Актрисы. Напротив, гибель мужа так подействовала на неё, что она начала заикаться. И лишь необходимость произносить свои реплики по роли с южным акцентом вынуждала Тэйлор тщательно контролировать свою речь и, благодаря этому, избегать заикания.  

В начале 1959-го года фильм "Кошка на раскаленной крыше" получил 2 номинации на американскую премию Золотой Глобус, причем, в важнейших категориях: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. Но в обеих номинациях фильм Ричарда Брукса проиграл. В номинации Лучший драматический фильм - фильму Стэнли Крамера "Скованные одной цепью (Не склонившие головы)", в номинации Лучший режиссёр - Ричард Брукс уступил Винсенту Минелли, режиссёру фильма "Жижи".

Чуть позже фильм "Кошка на раскаленной крыше" получил 6 номинаций на премию Оскар. Но не получил ни одного. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - Американская Киноакадемия снова отдала предпочтение фильму "Жижи" и режиссёру этого фильма. На мой взгляд, предпочтение, отданное  Голливудской ассоциацией иностранной прессы фильму Стэнли Крамера, вполне оправдано и объяснимо. Но вот предпочтение, отданное Американской киноакадемией фильму "Жижи" (помните этот фильм? Понравился?) одними художественными и творческими резонами объяснить трудно.

В том же 1959 году фильм "Кошка на раскаленной крыше" получил 3 номинации на британскую премию БАФТА, в том числе, в важнейшей категории - Лучший фильм любого происхождения. Но британские киноакадемики присудили свою премию британскому же фильму "Путь в высшее общество (Путь наверх)" режиссёра Джека Клейтона. И это при том, что этот же фильм был удостоен этой премии и в номинации Лучший британский фильм. Впрочем, "Кошка на раскалённой крыше" оказалась в более, чем достойной компании. Точно так же, без премии остались: "Ночи Кабирии" Федерико Феллини, "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Земляничная поляна" Ингмара Бергмана, "Непокорённый" Сатьяджита Рая и другие. Ну и скажите, что это не ксенофобия-лайт. 

Как было сказано выше, пьеса Теннесси Уильямса была поставлена и в Советском Союзе. Правда, правильнее сказать, не оригинал пьесы, а её версия, приведённая в соответствие с требованиями американского "кодекса Хейса".  Впервые пьеса Уильямса была поставлена во МХАТе в 1976 году, затем Андреем Гончаровым в театре им.Маяковского, а затем постановка Гончарова была перенесена на телеэкран в 1989 году. Возможно, из-за того, что пьеса Уильямса "добралась" до широкого круга советских телезрителей уже на излёте перестройки, когда истинные любители театральной и кино-классики в СССР уже получили возможность знакомиться с лучшими произведениями мирового кинематографа благодаря VHS, впечатление от телефильма оказалось чуть ниже, чем от фильма Ричарда Брукса. А может, это объясняется тем обстоятельством, что телеверсия состоялась уже тогда, когда первая исполнительница роли "Кошки-Мэгги", несравненная Татьяна Доронина, покинула театр им.Маяковского, и её заменила Алла Балтер.

71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Кошка на раскаленной крыше" оценки 8 и выше. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Ричарда Брукса "Кошка на раскаленной крыше" по версии FilmGourmand'а составили 8,201, благодаря чему он занял 471-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.