filmgourmand

Category:

Страны и фильмы: Алжир

Наряду с кинематографическими державами, типа США, Франции, Великобритании, Италии и многих других, которые производят большое количество фильмов ежегодно, проводят по несколько кинофестивалей в год и, соответственно, имея огромный опыт в кинопроизводстве, достигают больших успехов в этой индустрии, есть страны, у которых собственный кинематограф либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Но, бывает так, что и эти страны представляют на кинофестивали фильмы, которые получают призы, благожелательную прессу и, самое главное, высокую оценку кинозрителей, ради которых, собственно, фильмы и производятся. Примером такого фильма является картина "Битва за Алжир".

Да, мы знаем, что режиссёром картины выступил известный итальянский кинорежиссёр Джилло Понтекорво, кстати, родной брат Бруно Максимовича Понтекорво, итальянского физика и... советского разведчика и участника разработки советского атомного оружия. Сценарий фильма написан итальянцем Франко Солинасом, и в создании фильма принимала участие итальянская кинокомпания Igor Film. Но главная роль в создании фильма принадлежит алжирской кинокомпании Casbah Film, подавляющее большинство занятых актёров - алжирцы, один из продюсеров - алжирец. Это дает нам основания считать этот фильм алжирским. В Золотой Тысяче этот фильм - единственный фильм, представляющий кино Алжира.

Основой сценария картины послужили мемуары Саади Ясефа (или Ясефа Саади?), одного из лидеров Фронта Национального Освобождения Алжира, опубликованные в 1962 году. За свое участие в национально-освободительном движении Саади Ясеф был приговорён к тюремному заключению. Будучи до того времени неграмотным, только в тюрьме он выучился писать и там же написал книгу "Воспоминания о битве при Алжире". Сегодня 92-летний Саади Ясеф является сенатором Совета Нации (верхней палаты парламента) Алжира. Саади Ясеф является не только автором литературной основы сценария фильма "Битва за Алжир". Он также принимал участие в продюсировании картины и сыграл в ней самого себя (под именем Джафар). 

Удивительной, если не уникальной особенностью этого фильма является следующее: при огромном количестве действующих лиц в фильме участвует только один профессиональный актёр - Жан Мартен в роли полковника Матьё. Прообразом полковника Матьё послужил французский генерал Жак Массю. Перед тем, как получить назначение в Алжир, Жак Массю командовал дивизией французской армии в Индокитае. Особыми подвигами его дивизия не отличилась, но зато прославилась тем, что солдаты этой дивизии добивали раненых вьетнамцев, попавших в плен, выстрелами в голову. В конце концов, после бесславного поражения французской армии при Дьенбьенфу, воинские подразделения Массю были переведены в Египет, в зону Суэцкого канала, где местное население начало военные действия по осовобождению от франко-британских колонизаторов. Но и здесь подчиненные Жака Массю прославились лишь тем, что действовали по принципу "пленных не брать", уничтожая раненых, стариков, детей. Короче, всех, кто не в состоянии был дать отпор вооружённым солдатам.

Ну, а после очередного бесславного поражения в Египте десантная часть Жака Массю была переброшена в Алжир для подавления вспыхнувшего национально-освободительного движения. Необходимо отметить, что автор сценария фильма "Битва за Алжир" Франко Салинас постарался максимально смягчить описания пыток, использовавшихся фрацузскими войсками против алжирских повстанцев, которыми была насыщена книга воспоминаний Саади Ясефа. И, тем не менее, в 1971 году Жак Массю опубликовал свою книгу, в которой опровергал многие сцены фильма и одновременно оправдывал применение жестоких пыток принципом "око за око, зуб за зуб". Но даже во Франции ему мало кто поверил, поскольку в 1968 году, будучи военным советником президента Франции Шарля Де Голля, получил задание погасить студенческие волнения в Париже. Но принялся за выполнение этого поручения, используя те же принципы, что и в Индокитае, и в Египте, и в Алжире. Это явилось одной из причин того, что вскоре партия Де Голля потерпела поражение на выборах, а сам Де Голль был вынужден подать в отставку.

Несмотря на то, что в фильме был занят только один профессиональный актёр, картина Джилло Понтекорво буквально с документальной достоверностью воспроизводит реальные события. Настолько достоверно, что прокатчикам в США пришлось перед началом демонстрации фильма давать пояснение, что при его создании не было использовано ни единого фута документальных съемок. Очевидцы утверждают, что Джилло Понтекорво добивался такой достоверности тем, что почти каждую сцену переснимал по 20-30-40 раз. Эту феноменальную документальную достоверность в качестве уникального достоинства подчеркнул в своей рецензии кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер, который оценил фильм пятью баллами из пяти возможных. Что можно считать по-настоящему чудом, учитывая присущую этому кинокритику сварливость и брюзгливость, если не сказать, злобность.

Премьера фильма "Битва за Алжир" состоялась 31 августа 1966 года на Венецианском международном кинофестивале. На этом фестивале фильм был удостоен главной премии - Золотого Льва. На следующий, 1967-й, год фильм был номинирован на премию Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке, но уступил эту премию французской картине Клода Лелуша "Мужчина и женщина". Два года спустя Джилло Понтекорво за постановку этого фильма снова был номинирован на премию Оскар, но и в этот раз члены Американской киноакадемии сочли более достойным своей премии Кэрола Рида за его режиссуру в фильме "Оливер!"

Успех фильма у кинокритиков иначе, как оглушительным, назвать трудно. Сайт Rottentomatoes не нашёл ни единой рецензии профессионального кинокритика, содержащей сколько-нибудь негативные оценки фильма. Роджер Эберт оценил фильм по максимуму - 4-мя звездами - и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии, написанной почти 40 лет спустя после выхода фильма на экраны, в 2004 году, он написал: "Фильм Понтекорво и сегодня остается триумфом реалистического кинопроизводства". По мнению российского кинокритика Михаила Трофименкова ""Битва за Алжир" Джилло Понтекорво, величайший — после "Броненосца "Потемкин"" — фильм о революции, манифест одновременно политического кино и национально-освободительной борьбы". А Кристофер Нолан как-то признался, что именно фильм "Битва за Алжир" вдохновил его на создание фильмов "Темный рыцарь: Возрождение легенды" и "Дюнкерк".

Но! Нельзя не отметить следующие факты: до 1970 года фильм был запрещён во Франции, но и в 1970 года во Франции  он вышел в ограниченный прокат (это понятно). В США и Великобритании из фильма цензурой были вырезаны сцены пыток, которым французские военные подвергали алжирских повстанцев. Впрочем, в советских кинотеатрах фильм тоже не демонстрировался, при всех симпатиях коммунистического режима к национально-освободительным движениям Азии, Африки и Латинской Америки. Возможно, из-за того, что фильм содержит слишком много инструкций по свержению правящего режима. Неслучайно Пентагон использует этот фильм как учебно-методическое пособие по противодействию терроризму и партизанскому движению в мусульманских странах.

Несмотря на серьёзные прокатные ограничения, вызванные разными причинами, в финансовом отношении фильм можно считать вполне успешным. Достаточно сказать, что кассовых сборов, полученных только в США (почти 880 тысяч долларов), оказалось достаточно, чтобы покрыть расходы на его производство (800 тысяч долларов). А ведь фильм демонстрировался почти по всему миру.

Современные кинозрители весьма высоко оценили фильм. 70% пользователей  IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. 

С учетом изложенного выше рейтинг фильма "Битва за Алжир" по версии FilmGourmand'а составил 9,061, благодаря чему занял 144-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.