filmgourmand

Category:

Июльский дождь пошел в августе

7 августа 1967 годы на экраны СССР вышел фильм Марлена Хуциева "Июльский дождь". 

Читатели нашего канала, наверное, уже привыкли, что, говоря о фильмах, включённых в Золотую Тысячу, мы приводим данные о количестве наград, полученных фильмом, кассовых сборах, хвалебных, как правило, отзывах кинокритиков... Так вот в данном случае никаких наград у фильма не было, ибо ни на какие фестивали он не выдвигался. Данные о кассовых сборах практически отсутствуют. По крайней мере, в русскоязычных источниках. А на IMDB фигурирует такая цифра: 1 461 доллар США. И это всё, что фильм заработал за пределами нашей Родины.

Вполне закономерен вопрос: а на каком основании этот фильм был включен в Золотую Тысячу? Фильм вышел в прокат в очень ограниченном количестве копий - всего 160 копий. И это - на весь Советский Союз. И в итоге в первый год сумели посмотреть этот фильм чуть более 3 миллионов советских кинозрителей. Чисто статистики ради - это означает, что на одну копию пришлось 19375 зрителей. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Вот например, в 1971 году так же в ограниченный прокат, после 4-х с лишним лет лежания на полке был выпущен фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Думаю, не надо читателям нашего канала напоминать, что этот фильм признан шедевром всех времен во всем мире. Достаточно только напомнить, что в списке Top 250 IMDB присутствуют всего 3 русскоязычных фильма. Один из них - "Андрей Рублев". Так вот, выпущен он был тиражом 277 копий. И посмотрели его в Советском Союзе в первый год 2,9 миллиона кинозрителей. То есть, на одну копию пришлось чуть меньше 10,5 тысяч зрителей. Вот и сравните популярность у зрителей этих двух фильмов. 

И ещё. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска, т.е., каждые двое из трёх поставили этому фильму оценку 8 и выше. Вот с учетом этих показателей рейтинг фильма, по версии FilmGourmand'а, составляет 7,824. И занимает он 950-е место в Золотой Тысяче.

...И что же такого в этом фильме, что не понравилось советским чиновникам от культуры и, в частности, от кинематографии, и заставило их тогда, в середине 60-х, ограничить возможности советских кинозрителей, да и зарубежных тоже, познакомиться с этим фильмом? Наиболее четко эти претензии сформулировал Ростислав Юренев, можно сказать, один из основоположников советской кинокритики, один из создателей Союза Кинематографистов СССР, член его Правления, Председатель секции кинокритики. В его так называемом "открытом письме", опубликованном в «Советской культуре» 29 августа 1967 года можно прочесть такие отзывы о фильме: "убогие страсти, вялые томления героев фильма вызывают у меня не интерес, а уныние.", "основные герои ни сделать ничего не сумели, ни даже выяснить своих отношений не смогли", "слабость и, я сказал бы, мелочность драматургии сценария", "Перегруженная, издерганная фонограмма угнетает", "я внимательно вглядывался в молодые лица. Они разные — красивые и уродливые, умные и глупые. Но в большинстве этих лиц — холодное равнодушие, отчужденность, скука", "Претенциозность режиссуры, бесформенность драматургии и неотчетливость мысли", ну и так далее. 

Что любопытно: примерно такие же характеристики фильма можно встретить и в некоторых (к счастью, весьма немногочисленных) рецензиях вполне современных авторов, опубликованных на Кинопоиске. И самое парадоксальное, что очень схожие выводы и заключения вызваны абсолютно противоположными причинами. Если советские чиновники в лице Юренева сравнивают "Июльский дождь" с предшествующим шедевром Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" и не находят в нём, в "Дожде" столь ожидаемых романтизма, оптимизма, уверенности в завтрашнем дне и прочего, чем так любила гордиться коммунистическая идеология, то современные критики "Дождя", судя по их рецензиям, либо вообще не видели "Мне двадцать лет", либо просто не соотносят эти два фильма как две части одной дилогии.

А между тем эти два фильма надо смотреть подряд. Ну, или с очень маленьким временнЫм интервалом. И при этом держать в голове, что работа над "Мне двадцать лет" началась в 1959 году. Самый разгар оттепели. За три года до этого развенчан культ личности Сталина. За два года до этого в Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. За год до этого в Москве опять же состоялся первый конкурс Чайковского, на котором - о, Чудо! - победил американец, Ван Клайберн. И так далее. И именно отсюда -  романтизм, оптимизм, уверенность в завтрашнем дне. Ещё очень робкие, но тем не менее, заметные.

А "Июльский дождь" -  это уже 1966 год. Это уже когда многое повернулось вспять. Это уже когда начали или вот-вот начнут потихоньку складывать на полку творения Андрея Кончаловского, Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Александра Аскольдова и пр., и пр.. Именно это почувствовал своим особым нюхом талантливого художника Марлен Хуциев. И именно отсюда  "убогие страсти, вялые томления, уныние" и прочее. Но не как слабости драматургии и режиссуры фильма, а именно как характеристика начавшейся эпохи. Эпохи, которую позже назвали  одним словом - "застой". И именно это вызвало ненависть советского коммунистического "культурного" чиновничества. И именно это поняли, разгадали те каждые двое из трёх кинозрителей во всём мире, которые высоко оценили этот непростой фильм Хуциева.

В заключение хочется привести фрагмент из статьи Валерия Кичина, посвящённой творчеству Марлена Хуциева в целом: "В "Заставе" с ее ликованием молодости герой еще очень смутно ощущал дефицит важного для жизни витамина: то романтически идеальное, что жило в музыке и поэзии, тонуло в пошлости назиданий старших и трепа ровесников. В "Дожде" треп уже заполнял жизнь, рациональный цинизм вытеснял романтику, и она осталась, как улыбка Чеширского кота, только в голосе незнакомца, который все звонил героине. ... Все, что было живым и полным надежд, уйдет обратно в лозунг, плакат, в георгиевскую ленточку на "Хиндае".

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.