filmgourmand

Category:

66 лет Окну во двор

4 августа 1954 года, Альфред Хичкок в Нью-Йоркском кинотеатре "Риволи" представил свой фильм "Окно во двор". 

Это был 43-й по счёту полнометражный художественный кинофильм великого мастера саспенса и 17-й снятый после его переезда из Великобритании в США. В этот период решался вопрос о предоставлении Хичкоку американского гражданства, а потому премьера имела статус благотворительного мероприятия. На премьере присутствовали две тысячи человек, в основном, представители ООН, общественных и правительственных организаций, а также видные деятели культуры и шоу-бизнеса. Весь сбор от премьеры пошёл в Американо-Корейский фонд, созданный в целях сбора средств для ликвидации последствий Корейской войны.

Фильм "Окно во двор" был снят по рассказу Корнелла Вулрича, опубликованному в 1942 году. Корнелл Вулрич - автор многочисленных детективных повестей и рассказов, входящий в четвёрку наиболее популярных англоязычных писателей этого жанра. Основа сюжета рассказа "Окно во двор" (в Советском Союзе иногда использовалось и другое название этого рассказа - "Должно быть это было убийство") пришла в голову Вулричу ещё в середине 20-х годов, когда он, проучившись год в университете, бросил учёбу, начал писать рассказы, а из-за проблем с ногой, вызванных сахарным диабетом, вынужден был целыми днями сидеть дома, пялиться в окно и придумывать сюжеты для своих детективов. Многие из произведений Корнелла Вулрича были экранизированы, но самый большой успех выпал на долю экранизации "Окна во двор", осуществлённой Хичкоком.

Возможно, что в немалой степени успеху фильма способствовало то обстоятельство, что главные роли в фильме исполняли Джеймс Стюарт и несравненная Грэйс Келли. Джеймс Стюарт - во время Второй мировой войны был лётчиком ВВС США, одним из немногих военнослужащих в мире, за 4 года прошедшим путь от рядового до полковника, за что пользовался огромным уважением у американцев. Ну, а Грэйс Келли, как известно, благодаря своей ослепительной красоте, в скором времени стала княгиней Монако, матерью нынешнего монарха Монако, князя Альберта. 

Бюджет фильма, согласно данным IMDB, составил 1 миллион долларов. Правда, Кинопоиск называет другую цифру - 2 миллиона долларов. Нам представляется более близкой к истине цифра 2 миллиона, поскольку известно, что около миллиона долларов пошло на создание декораций. Ведь фактически целый многоэтажный дом был выстроен, в котором некоторые актёры жили в течение всего периода съемок. Впрочем, это не суть важно, поскольку в оценке заработанных фильмов средств оба источника едины - более 37 миллионов долларов. Т.е., выручка многократно превзошла затраты на его производство.

Фильм получил 6 наград и 9 номинаций, причём, номинации, которых был удостоен фильм, имели более существенное значение, чем награды. Так, вскоре после премьеры фильм был номинирован на главную премию Венецианского международного кинофестиваля - Золотого Льва. Премия эта была присуждена итальянскому фильму "Ромео и Джульета" Ренато Кастеллани, а компанию относительных "неудачников" фильму Хичкока составили "Дорога" Федерико Феллини, "В порту" Элиа Казана, "Семь самураев" Акиры Куросавы и др. Более, чем достойная компания.

В 1955-м году фильм Хичкока получил 4 номинации на премию Оскар, но не выиграл ни одной. В важнейшей номинации - Лучший режиссёр - Хичкок уступил Элиа Казану, режиссёру фильма "В порту". В том же году "Окно во двор" было номинировано на британскую премию БАФТА в категории Лучший иностранный фильм. Победа была присуждена французской картине "Плата за страх" Анри-Жоржа Клузо. Но проигрыш такому фильму не менее почётен, чем иная победа. Тем более, что компанию проигравших составили, среди прочих, опять же фильм "В порту" и "Выбор Хобсона" Дэвида Лина. 

Естественно, что при таких показателях подавляющее большинство отзывов кинокритиков были сугубо положительными. Но самой интересной нам показалась рецензия Роджера Эберта на повторный выпуск фильма в 2000 году. В ней он, помимо прочих достоинств фильма, отметил следующую особенность фильма. Хичкок, по словам Эберта, в этом фильме объяснил разницу между сюрпризом и саспенсом. "Взрывается бомба под столом - это сюрприз. А когда мы знаем, что бомба находится под столом, но не знаем, когда она взорвется, - саспенс. Современные дешёвые слэшер-триллеры основаны на сюрпризах. Сюрпризы дают нам мгновенный рывок, но не дают удовлетворения, поскольку быстро рассеиваются. Саспенс производит эффект послевкусия. "Окно во двор", задуманное как развлекательное кино, на сегодняшний день стало настоящим произведением искусства, поскольку превосходит все современные слэшер-триллеры".

Ознакомившись со множеством хвалебных отзывов на фильм, мы задались вопросом: а отрицательные отзывы есть? И нашли такие отзывы. От нескольких пользователей Кинопоиска. В самых общих чертах суть претензий авторов этих рецензий сводятся к следующему: "банальный сюжет, смазанная концовка, недостаток экшена, отсутствие накала, скука, затянутость". Короче, отсутствие того, что Эберт называет "сюрпризом". Мы уточнили: возраст авторов негативных отзывов - от 18 до 27 лет. Основная возрастная группа потребителей дешёвых (и не очень) слэшер-триллеров, заполонивших наши экраны.

78% пользователей IMDB и Кинопоиска оценили этот фильм 8-ю баллами и более. С учётом этого показателя и изложенного выше рейтинг фильма "Окно во двор" по версии FilmGourmand'а составляет 8,624, благодаря чему этот фильм занимает 270-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.