filmgourmand

Category:

Общество мёртвых поэтов

2 июня 1989 года в Торонто (Канада) состоялась премьера фильма «Общество мёртвых поэтов» режиссёра Питера Уира.

В 1989 году, слава Богу, познакомиться с тем или иным иностранным фильмом в СССР можно было, иной раз, даже раньше, чем он начинал демонстрироваться в кинотеатрах своей страны происхождения. Благодаря перестройке в страну хлынул поток видеопродукции на VHS, видеосалоны открывались чуть не на каждом углу. Естественно, я не мог пройти мимо фильма со столь странным названием.

Фильм меня поразил. Прежде всего, он вызвал у меня ассоциации с моим любимейшим фильмом детства – «Благослови зверей и детей» Стэнли Крамера. И в том, и в другом фильме так называемое «общество» гнобило свою молодежь. Только в одном фильме за необычность, нестандартность и милосердие к «братьям нашим меньшим». В другом – за свободомыслие и страсть к искусству.

Фильм этот был удостоен 20 кинонаград в различных странах и, кроме того, 18 раз был номинирован на различные кинопризы. Среди прочих номинаций фильм в 1990 году был номинирован на Оскара как Лучшая Картина. Я очень «болел» за этот фильм. Но решением Американской академии кинематографических искусств и наук фильму был присужден Оскар только за Лучший сценарий. А главный приз достался фильму «Шофёр мисс Дэйзи». Видимо, история об отношениях пожилой еврейки и её афро-американского водителя показалась американским киноакадемикам более интересной и важной, чем картина о воспитании свободомыслия у подрастающего поколения.

Ведущие американские кинокритики, в частности, Винсент Канби из The New York Times, Джеймс Берардинелли, Роджер Эберт фактически солидаризировались с Американскими киноакадемиками, посвятив «Шофёру мисс Дэйзи» хвалебно-восторженные отзывы и буквально разгромив фильм Питера Уира в своих рецензиях. Эберт вообще написал, что, когда он смотрел это «собрание благочестивых банальностей, маскирующихся под смелую позицию в пользу чего-то», его чуть не вырвало. 

А вот в Европе мнение профессионального кинематографического сообщества склонилось именно в пользу фильма Питера Уира: фильм «Общество мёртвых поэтов» получил высшие престижнейшие премии: британскую БАФТА, французский Сезар, итальянский Давид ди Донателло. Кстати, «Шофёр мисс Дэйзи» также участвовал почти в тех же самых европейских кинофорумах, но получал, в лучшем случае, призы за лучшую женскую роль.

Мнение кинозрителей по всему миру так же разошлось с мнением американских «киноакадемиков» и ведущих кинокритиков. Зритель оценил соотношение этих двух фильмов иначе. Количество наивысших оценок («десяток» по десятибалльной шкале), поданных за «Общество мёртвых поэтов», в 12 (!) раз превышает количество «десяток», поданных за «Шофёра мисс Дэйзи».  

В целом 74% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили «Обществу мёртвых поэтов» оценки от 8 до 10.

Впечатляющими были и коммерческие результаты этого фильма: при бюджете в 16,4 миллионов долларов кассовый сбор составил почти 236 миллионов долларов, в 14 с лишним раз превысив затраты на производство фильма.

Благодаря этим показателям рейтинг картины Питера Уира, по версии FilmGourmand’а, составил 9,745, что позволяет этому фильму занимать 52-е место в Золотой Тысяче. 

И как же жалко, что так рано покинул этот мир исполнитель главной роли – Робин Уильямс! Но, зная на примере моего сокурсника, страдающего болезнью Паркинсона 4-й степени, какие мучения приносит эта болезнь, и каким тяжёлым бременем становится больной для своих окружающих, можно понять решение, принятое этим замечательным актёром.

И ещё. Известно, что буквально накануне премьеры из фильма были вырезаны все кадры с участием Лары Флинн Бойл. Почему? Что было в этих кадрах? Кто знает?


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.