filmgourmand

Category:

Годовщина Полуночной жары

2 августа 1967 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма "Полуночная жара". Режиссёр Норман Джуисон.

В студенческие годы, пришедшиеся на вторую половину 70-х, мне довелось прочитать детективный роман Джона Болла "Душной ночью в Каролине". Роман понравился и запомнился. Уже тогда я слышал, что по этому роману снят фильм, который пользовался успехом во всём мире, но в СССР этот фильм не демонстрировался. Коммунистические идеологи, громогласно обличавшие расизм в Америке, не пропускали этот антирасистский фильм на экраны советских кинотеатров. Только в 90-х годах, когда рухнули идеологические барьеры, и открылся доступ к классике мирового кино, я посмотрел фильм "Полуночная жара". Причем, до того, как посмотреть фильм, я не знал, что это экранизация того самого романа Джона Болла. Названия-то разные. 

Честно говоря, фильм на меня произвёл впечатление чуть меньшее, чем роман. Возможно, из-за того, что к середине фильма я вспомнил содержание романа, прочитанного за 20 с лишним лет до этого. А когда смотришь детектив и знаешь его концовку, впечатление снижается. А может, просто юношеские впечатления были более острыми, чем впечатления вполне взрослого человека, обременённого житейским опытом, а также обилием просмотренных к тому времени зарубежных кинодетективов. Впрочем, очень часто бывает, что книга производит лучшее впечатление, чем поставленный по ней фильм.

Но это моё частное мнение. А если обратиться к объективным показателям: мнению кинокритиков, оценкам массового зрителя, признанию кинематографического сообщества  - то здесь картина следующая. 

Фильм завоевал 22 кинематографические награды, в том числе 5 премий Оскар и 3 Золотых Глобуса. Среди завоёванных Оскаров - важнейший - в номинации Лучший фильм, а среди завоёванных Золотых Глобусов - тоже важнейший - в номинации Лучший драматический фильм. Норман Джуисон был номинирован в категории Лучший режиссёр и на премию Оскар, и на Золотой Глобус, но в обоих случаях уступил Майку Николсу, режиссёру фильма "Выпускник".

В 1968 году фильм "Полуночная жара" был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший иностранный фильм, но победителем был признан фильм Фреда Циннеманна "Человек на все времена". Компанию относительных "неудачников" фильму Нормана Джуисона составили "Мужчина и женщина" Клода Лелуша и "Бонни и Клайд" Артура Пенна.

Кинокритики в подавляющем большинстве дали фильму хвалебные отзывы. Роджер Эберт включил фильм в список 10 лучших американских фильмов 1967 года. Однако, в свой список "Великих фильмов" он его не включил. Эберт отметил блестящую игру Рода Стайгера и Сидни Пуатье, но в отношении фильма в целом написал, что в нём "всего чересчур". А вот Босли Кроузер из "The New York Times", напротив, упрекнул фильм в том, что он, якобы, сузил масштабы "бушующих во многих местах Америки расовой ненависти и предрассудков, рамками одного вымышленно изолированного уродливого маленького городка Миссисипи". При этом сам роман Джона Болла он назвал ничем не примечательным. (The New York Times, August 3, 1967, стр. 26)

70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценку 8 и выше.  На основании этих показателей по версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 8,163 и занимает 514-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.