filmgourmand

Category:

55 лет Кулакам в кармане

31 июля 1965 года на международном кинофестивале в Локарно состоялась премьера фильма "Кулаки в кармане". 

Этот фильм стал первым полнометражным художественным кинофильмом 26-летнего выпускника римского Экспериментального киноцентра и слушателя высших лондонских кинокурсов Марко Беллоккьо. Свой дебютный фильм молодой режиссёр снял на деньги, которые взял взаймы у своего брата, - 50 миллионов лир или 80 тысяч долларов.

На фестивале в Локарно фильм был удостоен премии "Серебряный Парус". (С 1968 года премии на Локарнском фестивале были переименованы из Парусов в Леопардов: Золотых, Серебряных, Бронзовых.) 

Несколькими днями позже фильм "Кулаки в кармане" был представлен на Венецианском международном кинофестивале. На этом фестивале фильм молодого кинорежиссёра в конкуренции за главные призы не участвовал, тем более, что в числе конкурсантов были такие шедевры, как "Туманные звезды Большой Медведицы" Лукино Висконти, "Любовные похождения блондинки" Милоша Формана, "Безумный Пьеро" Жана-Люка Годара, "Красная борода" Акиры Куросавы, "Симеон столпник" Луиса Бунюэля, "Застава Ильича" Марлена Хуциева и другие. Но зато фильм Беллоккьо получил приз города Имола, вручаемый начинающим и перспективным деятелям искусства.

Других серьёзных фестивальных наград фильм Марко Беллоккьо не удостоился, зато положил начало целому направлению в европейском кино, которое получило название "кино контестации" или, проще говоря, "бунтарское кино". Российский кинокритик Евгений Нефёдов усматривает проявление бунтарства уже в самом названии фильма, которое, формально никак не связано с содержанием фильма. Причём, по мнению Нефёдова, выражение "кулаки в кармане" является близким по смыслу русскому выражению "кукиш в кармане", но отражает гораздо более мощный негативизм в отношении окружающей действительности.

Многочисленные отзывы кинокритиков, в целом весьма положительные, очень по-разному определяют смысл и жанр фильма. Кто-то относит этот фильм к семейным драмам, кто-то - к криминальным драмам, кто-то - к хоррору, а Кинопоиск вообще назвал его "трагикомедией о семье сумасшедших эпилептиков". На наш взгляд, чего-чего, а комедии в этом фильме нет ни грамма. А видеть в содержании фильма исключительно описание "семьи сумасшедших эпилептиков" в интеллектуальном плане равнозначно тому, чтобы в шедевре Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" видеть исключительно описание способов лечения психических заболеваний.

На наш взгляд, наиболее близок к раскрытию авторского замысла, который, кстати, лежит буквально на поверхности и доступен любому адекватному кинозрителю, Станислав Луговой, определивший жанр фильма как фильм-аллегорию и написавший в своей статье от 2019 года: "Весь аллегоризм «Кулаков в кармане» укладывается в нехитрое: слепая мать — это родная Италия, ничего не замечающая ни вокруг себя, ни внутри общества, занятая лишь трогательными воспоминаниями о былом величии и стремлением к контролю; 

расчетливый старший братец — итальянская элита, который стремится получить от родины по максимуму и благополучно свалить туда, где комфортнее, наплевав на тех, кто останется. 

Младший беззащитный брат-дебил — молчаливое большинство, с которым можно делать все что угодно, народ, что безмолвствует (Леон произнесет за весь фильм лишь одну фразу). 

Отец, который, считай, заварил всю кашу, отсутствует — чем не намек на тоталитарное прошлое в лице фашистского режима и дуче. А Алессандро — то самое меньшинство, способное на бунт, подверженное нарциссизму и многочисленным комплексам, мечтающее прикончить ветхую мать-Италию, взгромоздить ноги на ее гроб, сорвать покровы с итальянской элиты, наказать народ за тупое молчание утопив его в ванной и добровольно принести себя в жертву. 

Инцестуальные намеки — возможно, просто дань грядущей сексуальной революции, всегда идущей под руку с революцией социальной."

Наверное, именно из-за своего бунтарского содержания этот фильм не демонстрировался в Советском Союзе. И это несмотря на то, что в 60-е годы Марко Беллоккьо был активным участником итальянского коммунистического движения.

Несмотря на то, что кинематографическое движение контестации давно сошло на нет, современные кинозрители достаточно высоко оценили этот фильм Марко Беллоккьо. 63% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и изложенного выше, рейтинг фильма "Кулаки в кармане" по версии FilmGourmand'а составил 8,2, благодаря чему он занял 472-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.