55 лет Кулакам в кармане
31 июля 1965 года на международном кинофестивале в Локарно состоялась премьера фильма "Кулаки в кармане".

Этот фильм стал первым полнометражным художественным кинофильмом 26-летнего выпускника римского Экспериментального киноцентра и слушателя высших лондонских кинокурсов Марко Беллоккьо. Свой дебютный фильм молодой режиссёр снял на деньги, которые взял взаймы у своего брата, - 50 миллионов лир или 80 тысяч долларов.

На фестивале в Локарно фильм был удостоен премии "Серебряный Парус". (С 1968 года премии на Локарнском фестивале были переименованы из Парусов в Леопардов: Золотых, Серебряных, Бронзовых.)

Несколькими днями позже фильм "Кулаки в кармане" был представлен на Венецианском международном кинофестивале. На этом фестивале фильм молодого кинорежиссёра в конкуренции за главные призы не участвовал, тем более, что в числе конкурсантов были такие шедевры, как "Туманные звезды Большой Медведицы" Лукино Висконти, "Любовные похождения блондинки" Милоша Формана, "Безумный Пьеро" Жана-Люка Годара, "Красная борода" Акиры Куросавы, "Симеон столпник" Луиса Бунюэля, "Застава Ильича" Марлена Хуциева и другие. Но зато фильм Беллоккьо получил приз города Имола, вручаемый начинающим и перспективным деятелям искусства.

Других серьёзных фестивальных наград фильм Марко Беллоккьо не удостоился, зато положил начало целому направлению в европейском кино, которое получило название "кино контестации" или, проще говоря, "бунтарское кино". Российский кинокритик Евгений Нефёдов усматривает проявление бунтарства уже в самом названии фильма, которое, формально никак не связано с содержанием фильма. Причём, по мнению Нефёдова, выражение "кулаки в кармане" является близким по смыслу русскому выражению "кукиш в кармане", но отражает гораздо более мощный негативизм в отношении окружающей действительности.

Многочисленные отзывы кинокритиков, в целом весьма положительные, очень по-разному определяют смысл и жанр фильма. Кто-то относит этот фильм к семейным драмам, кто-то - к криминальным драмам, кто-то - к хоррору, а Кинопоиск вообще назвал его "трагикомедией о семье сумасшедших эпилептиков". На наш взгляд, чего-чего, а комедии в этом фильме нет ни грамма. А видеть в содержании фильма исключительно описание "семьи сумасшедших эпилептиков" в интеллектуальном плане равнозначно тому, чтобы в шедевре Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" видеть исключительно описание способов лечения психических заболеваний.

На наш взгляд, наиболее близок к раскрытию авторского замысла, который, кстати, лежит буквально на поверхности и доступен любому адекватному кинозрителю, Станислав Луговой, определивший жанр фильма как фильм-аллегорию и написавший в своей статье от 2019 года: "Весь аллегоризм «Кулаков в кармане» укладывается в нехитрое: слепая мать — это родная Италия, ничего не замечающая ни вокруг себя, ни внутри общества, занятая лишь трогательными воспоминаниями о былом величии и стремлением к контролю;

расчетливый старший братец — итальянская элита, который стремится получить от родины по максимуму и благополучно свалить туда, где комфортнее, наплевав на тех, кто останется.

Младший беззащитный брат-дебил — молчаливое большинство, с которым можно делать все что угодно, народ, что безмолвствует (Леон произнесет за весь фильм лишь одну фразу).

Отец, который, считай, заварил всю кашу, отсутствует — чем не намек на тоталитарное прошлое в лице фашистского режима и дуче. А Алессандро — то самое меньшинство, способное на бунт, подверженное нарциссизму и многочисленным комплексам, мечтающее прикончить ветхую мать-Италию, взгромоздить ноги на ее гроб, сорвать покровы с итальянской элиты, наказать народ за тупое молчание утопив его в ванной и добровольно принести себя в жертву.

Инцестуальные намеки — возможно, просто дань грядущей сексуальной революции, всегда идущей под руку с революцией социальной."

Наверное, именно из-за своего бунтарского содержания этот фильм не демонстрировался в Советском Союзе. И это несмотря на то, что в 60-е годы Марко Беллоккьо был активным участником итальянского коммунистического движения.

Несмотря на то, что кинематографическое движение контестации давно сошло на нет, современные кинозрители достаточно высоко оценили этот фильм Марко Беллоккьо. 63% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и изложенного выше, рейтинг фильма "Кулаки в кармане" по версии FilmGourmand'а составил 8,2, благодаря чему он занял 472-е место в Золотой Тысяче.
