filmgourmand

Category:

Годы и фильмы: год 1966-й

Лучшим фильмом мирового кинематографа 1966-го года по версии Filmgourmand'а признан фильм Клода Лелуша "Мужчина и женщина".

Премьера фильма "Мужчина и женщина" состоялась 10 мая 1966-го года на Каннском международном кинофестивале. На этом кинофестивале фильм Клода Лелуша был удостоен Золотой Пальмовой Ветви (вместе с итальянской кинокомедией Пьетро Джерми "Дамы и господа").

В начале следующего, 1967-го, года фильма "Мужчина и женщина" был удостоен американской премии Золотой Глобус в номинации Лучший фильм на иностранном языке. При этом фильм Лелуша обошёл уже упоминавшийся фильм "Дамы и господа", а также советский фильм "Гамлет" Григория Козинцева и чехословацкий фильм "Любовные похождения блондинки" Милоша Формана. Клод Лелуш тоже был номинирован на Золотой Глобус как Лучший режиссёр, но премия была присуждена Фреду Циннеману за режиссуру фильма "Человек на все времена". Но зато Анук Эме была награждена Золотым Глобусом за лучшую женскую роль.

Позже, в том же 1967-м году, фильм Лелуша получил премию Оскар как лучший фильм на иностранном языке. А сам Клод Лелуш, так же, как и в случае с Золотым Глобусом, уступил премию Оскар в номинации Лучший режиссёр Фреду Циннеману.

Годом позже фильм "Мужчина и женщина" был номинирован на британскую премию БАФТА, но опять уступил фильму "Человек на все времена". Компанию относительных "неудачников" фильму Лелуша составили фильмы "Бонни и Клайд" Артура Пенна и "Полуночная жара" Нормана Джуисона. А Анук Эме снова получила премию за Лучшую женскую роль.

Что касается отзывов профессиональных кинокритиков, то фильм Клода Лелуша представляет собой пример, в отношении которого мнения критиков сильно разошлись с мнением кинематографического сообщества и зрителей. Вечный брюзга и ехидина Босли Кроузер из The New York Times назвал фильм всего лишь удачным сочетанием красивой музыки и красивых картинок. Но при этом главная проблема фильма - в банальности его сюжета.

В рецензии известного российского кинокритика Сергея Кудрявцева моё внимание привлекла следующая фраза: "зрительский успех “Мужчины и женщины” явно преувеличен - эта картина не попала в список двухсот самых кассовых за всю историю французского проката". Фраза эта привлекла внимание потому, что даже сегодня, спустя более полувека, я отчётливо помню, как мои родители и их друзья тогда, в 1968-м году, когда фильм вышел на экраны советских кинотеатров, по нескольку раз ходили смотреть его. А потом, делясь впечатлениями, охали и вздыхали: "Ах, Трентиньян, ах, Анук Эме!" Мне-то, тогдашнему четверокласснику, конечно, более интересными были "Верная Рука - друг индейцев" Альфреда Форера или "Большая прогулка" Жерара Ури, вышедшие примерно в то же время. Но мелодию из "Мужчины и женщины" я насвистывал, как и большинство моих сверстников.

На самом деле, фильм "Мужчина и женщина" в Советском Союзе собрал у экранов почти 28 миллионов кинозрителей. И это при том, что фильм шёл под грифом "Дети до 16-ти не допускаются". Для сравнения: в том же 1968 году на экраны вышел, причём, без всяких ограничений, киношедевр Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника". Так вот, фильм Ростоцкого посмотрели 31 миллион советских кинозрителей. Не намного больше, и это в отсутствие ограничений. А в самой Франции фильм посмотрели 4,2 миллионов кинозрителей, что составило примерно 9% населения, включая стариков и младенцев. И по количеству зрителей фильм "Мужчина и женщина" среди французских фильмов во французском кинопрокате 1966-го года занял третье место, уступив только уже упоминавшейся "Большой прогулке" и фильму Рене Клемана "Горит ли Париж?" Так что, непонятно, что же именно Сергей Кудрявцев понимает под "зрительским успехом".

Поэтому, наверное, более соответствующей действительности является оценка другого российского кинокритика - Евгения Нефёдова, который пишет: "Престижные награды, посыпавшиеся на «Мужчину и женщину», и, главное, безоговорочный коммерческий триумф, ожидавший фильм как в родной стране (4,27 млн. зрителей), так и чуть ли не повсеместно за рубежом, стали тем испытанием, которое небесталанный творец не прошёл…"

Современные кинозрители оценили фильм Клода Лелуша не менее высоко, чем зрители 60-х годов. Пользователи IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10, а каждый пятый пользователь оценил "Мужчину и женщину" высшим баллом - "десяткой".

С учетом изложенного выше рейтинг фильма "Мужчина и женщина" по версии FilmGourmand'а составил 10,262, благодаря чему он занял 30-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма Клода Лелуша "Мужчина и женщина" в "десятку" лучших фильмов мирового кино 1966-го года вошли следующие фильмы:

- Битва за Алжир. Режиссёр Джилло Понтекорво, Алжир. Рейтинг фильма - 9,059; 152-е место в Золотой Тысяче.

- Хороший, плохой, злой. Режиссёр Серджио Леоне, Италия. Рейтинг фильма - 8,724; 236-е место в Золотой Тысяче.

- Фотоувеличение. Режиссёр Микеланджело Антониони, Италия. Рейтинг фильма - 8,688; 247-е место в Золотой Тысяче.

- Поезда под пристальным наблюдением. Режиссёр Иржи Менцель, Чехословакия. Рейтинг фильма - 8,677; 255-е место в Золотой Тысяче.

- Кто боится Вирджинии Вульф? Режиссёр Майк Николс, США. Рейтинг фильма - 8,576; 286-е место в Золотой Тысяче.

- Персона. Режиссёр Ингмар Бергман, Швеция. Рейтинг фильма - 8,193; 477-е место в Золотой Тысяче.

- Голод. Режиссёр Хеннинг Карлсен, Швеция. Рейтинг фильма - 8,188; 482-е место в Золотой Тысяче.

- Республика ШКИД. Режиссёр Геннадий Полока, СССР. Рейтинг фильма - 8,173; 496-е место в Золотой Тысяче.

- Берегись автомобиля. Режиссёр Эльдар Рязанов, СССР. Рейтинг фильма - 8,166; 503-е место в Золотой Тысяче.


10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1966-го года:

- Культурная революция. В Китае началась «великая пролетарская культурная революция». Истинной целью т.н. "культурной революции" было устранение от власти конкурентов больного Мао Цзэдуна, в первую очередь, Председателя КНР Лю Шаоци. 

- Авиакатастрофа над Паломаресом. Бомбардировщик ВВС США B-52 с термоядерным оружием на борту столкнулся над Испанией с самолётом-заправщиком. В результате катастрофы погибли 7 человек и были потеряны четыре термоядерные бомбы. Три из них упали на сушу и были найдены сразу. Четвёртая, упавшая в море, была найдена лишь через 2 месяца.

- "Аргентинская революция". В Аргентине генералы Онганиа, Левингстон и Лануссе организовали военный переворот, в ходе которого был свергнут демократически избранный президент Артуро Ильиа, и на долгие годы установлен режим военной диктатуры. 

- Выкуп политзаключённых. Западная Германия «выкупила» 2600 политических заключенных у Восточной Германии, заплатив за их освобождение потребительскими товарами на сумму 24,25 миллионов долларов.

- Процесс Синявского и Даниэля. В СССР суд по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде» приговорил Синявского и Даниэля к 7 и 5 годам колонии соответственно. В поддержку Синявского и Даниэля выступили 63 выдающихся деятеля советской литературы.

- Первая в истории посадка на Луне. Советская автоматическая межпланетная станция «Луна-9» впервые в истории осуществила посадку на Луне и передала на Землю панорамы лунного ландшафта.

- «Техасский снайпер». Бывший морской пехотинец армии США Чарльз Уитмен, после того, как убил свою жену и мать в их домах, забаррикадировался на самом верху 28-этажной башни Техасского университета и в течение полутора часов стрелял по людям на улице. В общей сложности Уитмен убил 16 и ранил 32 человека, прежде чем полицейские застрелили его самого.

- Ташкентское землетрясение.  Землетрясение в Ташкенте (Узбекистан, СССР) оставило без крова 300 тысяч человек. При этом число погибших оказалось относительно невелико, по сравнению с аналогичными бедствиями  в других регионах Земли – 8 человек.

- Межкорейские столкновения. В целях отвлечения населения от экономических проблем руководство КНДР организовало серию вооружённых провокаций на границе с Южной Кореей, вследствие которых погибло не менее 30 военнослужащих и 10 гражданских лиц Южной Кореи.

- Побег Джорджа Блейка. Агент британских спецслужб Джордж Блейк, за шпионаж в пользу Советского Союза приговорённый к 42 годам тюремного заключения, совершил побег из лондонской тюрьмы Уормвуд-Скрабс. Помощь в организации побега советскому шпиону оказывали другие заключённые тюрьмы, в том числе боевики ИРА. Финансирование побега было осуществлено известным британским режиссёром, лауреатом премии Оскар, Тони Ричардсоном.


Кроме того, родились Хелена Бонем Картер, Ирен Жакоб.


*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.