filmgourmand

Category:

День рождения Василия Макаровича Шукшина

День 25 июля отмечен в истории русской культуры двумя событиями: в этот день в 1980 году скончался Владимир Семёнович Высоцкий... А ещё в этот день в 1929 году родился Василий Макарович Шукшин. О Владимире Высоцком сегодня будет сказано многое, вряд ли мы сможем добавить что-то новое. Да и при всей нашей любви и уважении к всенародно любимому поэту и актёру, его творчество выходит за рамки тематики нашего канала. Поэтому сегодня мы хотим сказать несколько слов о Василии Шукшине.

Калина красная. 1973. Режиссёр, автор сценария и исполнитель главной роли - В.М.Шукшин. Рейтинг фильма - 8,161; 518-е место в Золотой Тысяче.
Калина красная. 1973. Режиссёр, автор сценария и исполнитель главной роли - В.М.Шукшин. Рейтинг фильма - 8,161; 518-е место в Золотой Тысяче.

В конце 70-х годов прошлого века мне довелось побеседовать с одной американской аспиранткой. Она работала над диссертацией о послевоенной советской литературе. Так вот, по её словам, в США сложилось мнение, что олицетворением советской литературы второй половины XX-го века являются Юрий Трифонов и Василий Шукшин. Т.е., примерно так же, как олицетворением русской дореволюционной литературы в Америке считаются Лев Толстой и Фёдор Достоевский. Можно по-разному относиться к такой оценке значимости Трифонова и Шукшина в советской литературе. Но несомненным является одно: Шукшина-писателя в США знают и очень высоко ценят. Ну, по крайней мере, интеллектуалы. Но мы говорим о Шукшине-кинорежиссёре.

Калина красная.
Калина красная.

За свою короткую жизнь, а Бог отмерил Василию Макаровичу всего 45 лет(!), Шукшин снял всего 6 полнометражных кинокартин. А сколько было ещё задумано! Из этих 6 фильмов три вошли в Золотую Тысячу FilmGourmand'а. На основе этого показателя Василий Макарович Шукшин включён в список 100 самых великих режиссёров мирового кино, составленный FilmGourmand'ом.

Калина красная.
Калина красная.

Так получилось, что венцом творчества Василия Макаровича как режиссёра стал фильм "Калина красная". Фильм вышел на экраны советских кинотеатров примерно за полгода до преждевременной смерти Шукшина. В первый год после выхода на экраны "Калину красную" посмотрели 62,5 миллионов советских кинозрителей. Или 25% всего населения страны, включая грудных младенцев. Как говорится, всё познаётся в сравнении. В том же, 1974 году, в США вышел на экраны фильм "Крестный отец. Часть вторая". И этот фильм в США стал фильмом года. А посмотрели его в первый год после выхода на экраны 29,4 миллиона американских кинозрителей. Или 13,5 процентов населения. Что называется, почувствуйте разницу.

Калина красная.
Калина красная.

Ну, а теперь несколько слов об оценке шедевра Василия Шукшина. Само собой, меня интересовала оценка там, "за бугром". Оценка рядовыми кинозрителями на IMDB практически совпадает с оценкой русскоязычными пользователями Кинопоиска, причем оценка американских кинозрителей почти ничем не отличается от оценки пользователей из России и всго остального мира. А вот оценка профессиональных кинокритиков...

Живёт такой парень. 1964. Режиссёр и автор сценария - В.М.Шукшин. В главной роли - Леонид Куравлёв. Рейтинг фильма - 8,032; 663-е место в Золотой Тысяче.
Живёт такой парень. 1964. Режиссёр и автор сценария - В.М.Шукшин. В главной роли - Леонид Куравлёв. Рейтинг фильма - 8,032; 663-е место в Золотой Тысяче.

Мы все хорошо понимаем, что положительная рецензия на фильм способствует продвижению фильма на рынок. Многие из нас догадываются, что отрицательная рецензия, как выясняется, тоже способствует росту популярности фильма. Подтверждением тому могут служить недавние "истории успеха" с "Матильдой" Алексея Учителя, "Смертью Сталина" Армандо Иануччи, "Праздником" Алексея Красовского, ну и так далее. Иными словами, как говорят маркетологи, любая информация способствует росту популярности кого бы то ни было или чего бы то ни было. Любая, кроме одной - некролога. А к некрологу в данном случае можно приравнять полное отсутствие информации.

Печки-лавочки. 1972. Режиссёр, автор сценария и исполнитель главной роли - В.М.Шукшин. Рейтинг фильма - 7,838; 933-е место в Золотой Тысяче.
Печки-лавочки. 1972. Режиссёр, автор сценария и исполнитель главной роли - В.М.Шукшин. Рейтинг фильма - 7,838; 933-е место в Золотой Тысяче.

Так вот: у Роджера Эберта - ноль упоминаний о Василии Шукшине вообще. В архивах "The New York Times" - ноль упоминаний о Василии Шукшине. На сайте Rotten Tomatoes - ни одной рецензии. На сайте IMDB - одна рецензия профессионального кинокритика, и та - от россиянина Евгения Нефёдова. Понятное дело, что 60 с лишним миллионов советских кинозрителей - для американцев пустой звук. Понятное дело, что литературные произведения Шукшина в Америке знают, но только интеллектуалы. Но двое из трёх пользователей IMDB ставят "Калине красной" оценку 8 и более, а на сайте Rotten Tomatoes оценка зрителями этого фильма составляет 90%. (Правда, основываясь на немногочисленности оценок именно американских пользователей, можно предположить, что это в основном выходцы из республик бывшего Советского Союза, которые посмотрели фильм, ещё находясь в СССР.) Но ведь можно говорить и о высоком международном признании фильма, по крайней мере, в Европе, поскольку фильм получил получил три премии на Берлинском международном кинофестивале. И при всём при этом - в американской кинокритике ноль упоминаний!

Печки-лавочки.
Печки-лавочки.

Как можно объяснить такое, мягко говоря, "противоречие"? На мой взгляд, возможны два варианта причин. Первый вариант: ведущие кинокритики США просто не видели фильмов Шукшина. И это подтверждает предположение о наличии жесточайшей цензуры в США. Второй вариант: ведущие кинокритики США фильмы Шукшина видели, но... Но получили жесточайший запрет от "вышестоящих дядей" на какое-либо упоминание русских киношедевров. И о какой свободе слова тогда можно говорить?!

Печки-лавочки.
Печки-лавочки.

Кто-то, возможно, объяснит это "противоречие" чисто экономическим протекционизмом, стремлением американских кинопрокатчиков защитить свой кинорынок от далёких и малопонятных "пришельцев". Но мне кажется, причина гораздо глубже. Когда народ лишен возможности знакомиться с такими киношедеврами, как "Калина красная", или "Операция "Ы"..." , или "Свадьба" Исидора Анненского, и так далее, этому народу гораздо легче втюхать туфту, что все русские - злодеи, монстры, как это любит делать Голливуд.

Возможно, кто-то меня упрекнёт в параноидальной конспирологии. Что ж, переубедите меня, я был бы этому только рад.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.