filmgourmand

Category:

Страны и фильмы: Россия

Сразу же хотим оговориться, что речь пойдёт именно о фильмах России, страны, образовавшейся на месте РСФСР после распада СССР. Просим не путать с Советским Союзом. А то у нас, да и не только у нас, часто советские фильмы приписывают российскому кинематографу. А иногда бывает и наоборот - российские фильмы записывают в советские. О фильмах СССР речь пойдёт немного позже: мы двигаемся по алфавиту, если кто не заметил.

Список российских фильмов, включённых в Золотую Тысячу, возглавляет фильм Андрея Звягинцева "Возвращение". 

Премьера фильма "Возвращение" - режиссёрского дебюта Андрея Звягинцева - состоялась в России 25 июня 2003 года.

Вскоре после премьеры фильм "Возвращение" участвовал в Венецианском международном кинофестивале, на котором получил несколько наград, в том числе и наивысшую - "Золотого Льва". После демонстрации фильма зал в течение 15-ти минут аплодировал ему стоя. И это при том, что, по словам обозревателя британской "Гардиан" Фиэхры Гиббонса, "Сильвио Берлускони, в то время занимавший кресло премьер-министра в Италии, недвусмысленно дал понять жюри фестиваля, что будет приветствовать победу итальянского фильма".

А претендентов на "Золотого Льва" от Италии в конкурсной программе было целых два: "Здравствуй, ночь" Марко Белоккио и "Государственная тайна" Паоло Бенвенути. Правда, оба фильма были довольно среднего уровня. Но был в конкурсной программе и настоящий шедевр, правда, американский - "21 грамм" Алехандро Гонсалеса Иньярриту. И всё-таки жюри под председательством 89-летнего Марио Моничелли, отдало предпочтение фильму Звягинцева. 

Один из известнейших российских кинокритиков, Андрей Плахов, в своей рецензии на фильм рассказал две истории. Первая: "Якобы Сильвио Берлускони в разговоре с Владимиром Путиным предъявил претензию: с какой это стати вы, дескать, увели у нас сразу двух «Золотых львов»? В ответ прозвучало: «А мы тут при чем? Ваши же итальянцы их и отдали». Крупнейшая итальянская телекорпорация RAI, финансировавшая картину Беллоккио ("Здравствуй, ночь" - FG), заявила, что из-за подлого решения жюри будет впредь чуть ли не бойкотировать Венецианский фестиваль." Вторая: когда Марио Моничелли после фестиваля "спросили, не боится ли он потерять работу, председатель жюри ответил: «Мне восемьдесят девять лет, я снял не один десяток фильмов. Одним больше, одним меньше — это меня уже не волнует». Может, это и легенды. А, может, и нет.

Впрочем, не на всех Европейских кинофестивалях фильм Звягинцева признавался победителем. Например, на кинофестивале в Локарно фильм "Возвращение" номинировался на главную премию - Золотого Леопарда. Но, согласно решению жюри фестиваля, эта премия досталась пакистанскому фильму "Тихие воды". Трудно сказать, насколько оправданным было такое решение: в России этот фильм мало кто видел. Если вообще кто-нибудь видел. Но, исходя из того, что общее количество посмотревших этот фильм во всей Европе, не превышает 100 тысяч человек, а совокупный кассовый сбор составил 7 384 доллара, можно сделать вывод, что жюри Локарнского фестиваля рукодствовалось исключительно политическими мотивами. Впрочем, своего рода утешением можно считать, что компанию "неудачников" фильму Звягинцева составила замечательная картина Ки-дук Кима "Весна, лето, осень, зима... и снова весна".

Фильм "Возвращение" также номинировался на французскую премию Сезар и снова потерпел неудачу. Но в данном случае всё довольно объяснимо и заслуженно: премия была присуждена "Таинственной реке" Клинта Иствуда, а в компании "неудачников" вместе с фильмом Андрея Звягинцева оказались "Банды Нью-Йорка" Мартина Скорсезе и "Часы" Стивена Долдри.

И всё-таки, можно сказать, что в Европе фильм "Возвращение" имел грандиозный успех. Своего рода фиксацией этого грандиозного успеха можно считать присуждение фильму премии "Европейское открытие" от Европейской киноакадемии. Да, это не самая высшая премия. Но тягаться с такими шедеврами, как "Догвилль" Ларса фон Триера и "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера, дебютанту международных кинофестивалей, да и вообще - в области кинорежиссуры, да и кроме того, человеку без режиссёрского образования, дело крайне сложное. Потому уже упоминавшийся Фиэхра Гиббонс назвал фильм Звягинцева "самым удивительным российским дебютом со времен Андрея Тарковского".

...И как же тяжело осознавать, что на фоне такого феноменального успеха фильма один из мальчиков - исполнителей главных ролей - Володя Бардин погиб, даже не дождавшись премьеры картины!

Совсем по-иному сложилась судьба "Возвращения" на американских главных кинофорумах. На соискание Оскара фильм вообще не выдвигался. А на "Золотой Глобус" фильм был выдвинут в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", но дело ограничилось только номинацией. И ладно бы победителем был признан "Гудбай, Ленин!" или "Нашествие варваров", признанных шедевров кинематографа. Так нет же! "Золотой Глобус" был присужден фильму "Усама", довольно среднему фильму афганского режиссёра Сиддика Бармака, но финансировавшемуся иранским режиссёром Мохсеном Махмальбафом, оппозиционным нынешнему иранскому режиму. Как по-Вашему, вмешалась политика в культурную жизнь в данном случае или нет?

Впрочем, возможно, что и впрямь политика здесь не при чём, а дело всё в том, что американское жюри оказалось просто не в состоянии понять фильм Звягинцева. Ведь даже многоуважаемый нами Роджер Эберт дал "Возвращению" всего 2,5 звезды из 4-х возможных и охарактеризовал его как "кафкианскую историю, в которой зловещие вещи следуют друг за другом с определенной внутренней логикой, но при этом не имеют никакого смысла." То есть, даже гуру американской кинокритики не смог понять то, что оказалось совершенно понятным деятелям европейского кинематографа.

Вот поэтому Андрею Звягинцеву пришлось объяснять через газету The New York Times, что он хотел показать в фильме. «Я хотел напомнить людям, что библейские сказки действительно проникают в нашу жизнь. Потому что люди не меняются - они сталкиваются с одними и теми же вопросами и ищут те же ответы сегодня, что и столетия назад. Что такое любовь? Что такое жертва? Сводится ли любовь к похлопыванию кого-то по плечу и произнесению нежных слов или она проявляется в действиях, иногда необратимых или фатальных?"

Впрочем, по мнению Сергея Кудрявцева, отечественные кинокритики тоже не сильно превзошли в умственном отношении кинокритиков заокеанских. В своей рецензии на фильм "Возвращение" в 2007 году Кудрявцев писал: "У нас же «Возвращение» встретили сдержанно, а то и с вежливым недоумением - отчего это сходят с ума иностранные кинематографисты?! Нашим-то критикам безумно нравится заурядный «Бумер» Петра Буслова, превозносимый до небес и всерьёз сравниваемый с шекспировскими трагедиями и гоголевской поэмой «Мёртвые души»! Попади он на Запад, «Бумер» посчитали бы лишь ученическим подражанием задам американского кинематографа более чем тридцатилетней давности."

Хотя, наверное, Сергей Кудрявцев слишком сгустил краски, говоря о сдержанности и вежливом недоумении в отношении фильма на родной земле. Как-никак, в 2004 году фильм был удостоен премий "Ника" и "Золотой Орел" - главных кинематографических премий России.

И, наконец, более 70% пользователей  IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10. Да и финансовые показатели фильма оказались более, чем впечатляющими: сборы в 10 раз превысили бюджет. Для российского кинофильма это вообще редкость.

С учетом  сказанного выше рейтинг фильма "Возвращение", по версии FilmGourmand'а, составил 9,096, благодаря чему фильм занимает 137-е место в Золотой Тысяче.

Кроме фильма "Возвращение" в Золотую Тысячу вошли ещё 15 кинокартин российского кинематографа, среди которых, в частности:

...

3. Кавказский пленник. Режиссёр Сергей Бодров, 1996. Рейтинг фильма — 8,628; 270-е место в Золотой Тысяче.

...

12. Брестская крепость. Режиссёр Александр Котт, 2010. Рейтинг фильма — 7,944; 808-е место в Золотой Тысяче.

...

Полный список российских фильмов, вошедших в Золотую Тысячу, можно найти здесь.

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать. 

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.