filmgourmand

Category:

Юбилей Брестской крепости

22 июня 2010 года одновременно в Мемориальном комплексе "Брестская крепость" белорусского города Брест и в Москве, в киноконцертном зале "Октябрь" состоялась премьера фильма "Брестская крепость". Режиссёр Александр Котт.

Сценарий фильм основан на книге известного советского писателя Сергея Сергеевича Смирнова, а также на многочисленных воспоминаниях немецких солдат и мемуарах генерала вермахта Гудериана. Практически все персонажи картины имеют реальные прототипы. Стремление авторов фильма к максимально тщательному, если не сказать скрупулёзному, следованию документальным источникам обеспечивает высокую степень достоверности фильма, что очень редко бывает с историческими, в частности, с военными фильмами.

Впрочем, при желании в любом художественном произведении можно найти определённое количество неточностей. Такое желание проявилось у военного историка с математическим образованием Алексея Исаева, который перечислил все найденные огрехи в рецензии, озаглавленной "Брестская крепость": кино и немцы".

Число стран, в кинотеатрах которых демонстрировался фильм "Брестская крепость", весьма ограничено: только бывшие советские республики, да Китай. В некоторых странах Запада фильм выходил только на DVD. В США фильм не был допущен даже на DVD: жесточайшая американская цензура не может позволить американцам знакоиться с фильмами об участии Советского Союза во Второй Мировой войне. Тем более, если фильм отличается такой достоверностью.

К идеологическим соображениям, которыми руководствуется американская цензура, примешиваются и сугубо коммерчески-протекционистские. Не случайно австралийский кинокритик Дон Гроувз, которому совершенно случайно довелось посмотреть "Брестская крепость" на малоизвестном австралийском "Российском воскресенском кинофестивале" в 2011 году, в своей рецензии, озаглавленной "Замечательная правдивая история о мужестве под огнем", написал: "Работая с относительно скромным бюджетом в 7 миллионов долларов, режиссер Александр Котт и его команда создали впечатляющую, глубоко волнующую картину, художественные достоинства которой могли бы конкурировать с любым произведением в Голливуде."

Но за исключением этого австралийского кинофестиваля и нескольких других, столь же мало известных, фильм был лишён возможности участия в международных зарубежных кинофестивалях. Но и в российских кинофестивалях фильм Александра Котта не добился успеха, который вполне заслуживал. Жюри фестиваля "Золотой Орёл" в 2011 году предпочло фильм "Как я провёл этим летом", а жюри "Ники" в том же году присудило победу фильму "Край". Отметим, что рейтинги на Кинопоиске обоих упомянутых фильмов-победителей не дотягивают даже до 7. Но, видимо, жюри  российских кинофорумов руководствуются не мнением зрителей, а совсем другими критериями и "стимулами".

Обслуживает такие решения таких жюри, среди немногочисленных прочих, Виктор Матизен, на тот момент - президент Гильдии киноведов и кинокритиков России. В своей рецензии, озаглавленной "Первый совместный блин", написал о фильме: "Предельная ограниченность авторской позиции, похоже, связана с тем, что контроль над постановкой осуществляли, по слухам, пятнадцать генералов двух союзных государств, секретной задачей которых было не выдать зрителям военных тайн 60-летней давности. В результате основную часть времени фильма съедают мелкие стычки, в которых по вышеописанной причине царят шум, ярость и неразбериха, а также довольно навязчивые панорамы по полю боя, усеянному мертвыми телами." Вот такая принципиальность и вот такой профессиональный уровень российских киноведов и кинокритиков - обосновывать свои рассуждения слухами.

Однако, оценок, подобных той, что дал фильму Матизен, неизмеримо меньше, чем положительных отзывов. Хотя, конечно же, довольно много. Но всё-таки, в несколько раз больше примерно таких, как ниже приведённые.

Юрий Лущинский назвал "Брестскую крепость" "лучшим отечественным современным фильмом о войне".

Федор Обзоркин охарактеризовал его как "Один из лучших в постсоветской России фильм про Великую Отечественную Войну. Честный, зрелищный, без слезинок предателей, без рассуждений о конкретных человеческих судьбах."

По мнению Валерия Кичина "Фильм Александра Котта - прежде всего поступок. В эпоху тотального цинизма и отрицания режиссер возвращает на экран идею подвига, что само по себе отважно...Фильм "Брестская крепость" целителен: он возвращает нас от вздора помпезных героических выдумок государственного масштаба к не столь торжественной, но единственной человеческой правде."

Дмитрий Пучков ака Гоблин: "Фильм тяжёлый. Наверно, впервые лет за 20 по-настоящему серьёзный и правильный. Люди в зале плачут. Потому ни шутить, ни острить не хочется. Фильм "Брестская крепость" надо смотреть. Это хороший советский фильм."

А вот впечатление не критика, но простого зрителя: "я не помню ни единого раза, когда после премьеры все зрители (все до единого!) оставались на своих местах, как приклеенные. Идут титры. Одна минута, вторая, третья… а все сидят, не шелохнувшись. Потом – ... взрыв аплодисментов. Полотно экрана белеет, в зале загорается свет. Тогда все, ... в едином порыве начинают аплодировать. И только потом медленно поднимаются из кресел и бредут к выходу. Право, другого такого случая я не припомню."

По версии FilmGourmand'а фильм Александра Котта "Брестская крепость" с рейтингом 7,936 занимает 810-е место в Золотой Тысяче.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.