filmgourmand

Category:

Кто боится Вирджинии Вульф?

21 июня 1966 года в Голливудском кинотеатре Пантейджеса состоялась премия дебютного фильма Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?".

Фильм поставлен по одноименной пьесе Эдварда Олби, с огромным успехом шедшей на сцене Бродвейского театра Билли Роуза в 1962-1964 годах. Всего состоялось 664 спектакля, и каждый из них сопровождался аншлагом. По мнению многих театральных критиков успех пьесе Олби обеспечили предельно откровенные диалоги, густо напичканные ненормативной лексикой. На фоне господствовавших в то время в американском театре норм морали и нравственности такая откровенность была чем-то из ряда вон выходящим. И, как это часто бывает с "запретным плодом", эта откровенность и обсценность лексики привлекли в театр толпы зрителей. 

Сочетание сверхпопулярности пьесы Олби, с одной стороны, и серьёзных претензий цензуры к ней, со другой стороны, привели в 1963 году к некоторому скандалу с присуждением Пулитцеровской премии. Литературные и театральные критики считали пьесу Олби единственно достойной этой премии. Цензоры и католические организации были категорически против. В итоге, премия не была присуждена никому. Естественно, возникает вопрос: как могла такая пьеса попасть на театральные подмостки в те времена, когда существовали весьма серьёзные цензурные ограничения?

Существует мнение, что тогдашняя американская цензура согласилась с выходом пьесы на сцену только благодаря особой политической ситуации, сложившейся осенью 1962 года. Эта ситуация получила во всём мире название "Карибский кризис". Считается, что допуск пьесы Олби до самых известных и престижных сценических площадок призван был отвлечь значительные массы зрителей от тягостных мыслей, вызванных у американских обывателей этим кризисом, послужить своего рода фоном, на котором предполагаемые грядущие события будут восприниматься не столь гнетуще. Вполне вероятно.

Как бы то ни было, в 1964 году кинокомпания Warner Bros. приобрела у Эдварда Олби права на экранизацию его пьесы за весьма внушительную сумму - полмиллиона долларов (что эквивалентно нынешним 4,1 миллионам долларов), и 16 мая 1964 года состоялся последний спектакль по этой пьесе на Бродвее. Правда, в 1965 году начались спектакли по этой пьесе в Лондоне. 

Фильм создавался с большими трудностями и задержками. Сначала киностудия долго подбирала режиссёра. В конце концов выбор был остановлен на молодом театральном актёре и режиссёре Майке Николсе, настоящее имя которого - Михаил Павлович Пешковский. Затем долго подбирался актёрский состав. Например, Эдвард Олби хотел, чтобы главную роль в этом фильме сыграла Кэтрин Хепбёрн, и ради этого послал её свою пьесу. Через некоторое время он получил ответ Актрисы: "Ваша пьеса значительно лучше меня".

После того, как актёрский состав утвердился, уже во время съемок случился выкидыш у Сэнди Дэннис, и это обстоятельство тоже отразилось на сроках. Много проблем по ходу съемок создавало "звёздное" поведение Элизабет Тэйлор и Ричарда Бёртона. Наконец, "палки в колёса" вставляли блюстители нравственности, постоянно требовавшие прекращения съемок фильма по скандально известной пьесе. Говорят, что на определённом этапе у продюсеров появились сомнения в целесообразности продолжения съемок, которыми они поделились с Николсом. Николс на это ответил, что, якобы, договорился с Жаклин Кеннеди, к тому времени уже бывшей Первой Леди, которая пообещала объяснить первым лицам церкви, что Джеку (имеется в виду Джон Кеннеди - FG) фильм бы понравился. Трудно сказать, насколько это было правдой, но работа над фильмом продолжилась.

Все эти препоны и задержки привели к удвоению первоначально запланированного бюджета. Обошедшийся в 7,5 миллионов долларов, фильм "Кто боится Вирджинии Вульф?" стал самым дорогим черно-белым фильмом, снятым в США. Причём, выбор черно-белого формата стал сознательным решением Майка Николса. Он считал, что такой формат в большей степени соответствует стилистике пьесы. А, кроме того, чёрно-белый цвет позволял скрывать реальный возраст Элизабет Тэйлор. 

Самыми крупными статьями бюджета стали гонорары актёров: 1,1 миллиона долларов Элизабет Тэйлор, 750 000 долларов Ричарда Бёртона, а также упомянутые выше 500 000 долларов Эдварду Олби за право экранизации пьесы. Но расходы окупились с лихвой: сборы превысили 28 миллионов долларов. 

Элизабет Тэйлор, которой в момент съемок было 33 года, чтобы быть более убедительной в роли 52-летней героини, специально поправилась на 14 килограммов и всячески старалась дегламуризировать свой образ. Её усилия оказались не напрасными: она была удостоена премии Оскар и премии БАФТА за Лучшую главную женскую роль. В своих мемуарах Тэйлор называла роль в этом фильме своей лучшей ролью.

В 1967 году фильм получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус, но не получил ни одной. В важнейших номинациях - Лучший драматический фильм и Лучшая режиссура  - фильм и Майк Николс уступили соответственно фильму "Человек на все времена" и его режиссёру Фреду Циннеману. В соревновании за премию Оскар фильм Майка Николса оказался чуть более удачливым. Фильм получил 13 номинаций, из которых победил в 5-ти, правда, не самых главных. В споре за главные номинации повторилась та же история, что и на Золотом Глобусе. В Европе самым престижным кинофорумом, в котором принимал участие фильм Майка Николса, была британская премия БАФТА. И эту премию фильм "Кто боится Вирджинии Вульф?" получил. 

В Золотой Тысяче FilmGourmand'а фильм Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?" с рейтингом 8,583 занимает 286-е место.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.