filmgourmand

Category:

Страны и фильмы: Нидерланды

Кинематограф Нидерландов представлен в Золотой Тысяче FilmGourmand'а одним фильмом: "Чёрная книга" Пола Верховена 2006 года. 

Премьера фильма "Чёрная книга" состоялась 1 сентября 2006 года на Венецианском международном кинофестивале, на котором фильм был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Всего фильм получил 13 кинонаград и 23 номинации. Что касается наград, то, в основном это были "домашние" награды, полученные на нидерландских малоизвестных кинофестивалях. А вот среди номинаций были две весьма почётных. Одна - на британскую премию БАФТА как лучшему иностранному фильму. Вторая - на премию "Золотого Льва" Венецианского кинофестиваля.

Что касается премии БАФТА, то эту премию "Чёрная книга" уступила более чем достойному сопернику - мексиканскому фильму "Лабиринт Фавна" режиссёра Гильермо дель Торо. Тут, как говорится, всё предельно ясно и справедливо. А вот что касается "Золотого Льва", то его жюри кинофестиваля под председательством Катрин Денёв решило отдать китайскому фильму "Натюрморт". (Кстати, в том году в состав этого жюри входила и наша замечательная актриса Чулпан Хаматова.) Честно признаюсь, я этот китайский фильм не видел, и потому не могу судить, чем же он так зацепил жюри Венецианского кинофестиваля. Зрительские оценки этого фильма довольно скромные, и призами престижных кинофестивалей, кроме "Золотого Льва", этот фильм тоже не отмечен. 

Хотя, возможно, не столько китайский фильм "зацепил" членов жюри Венецианского кинофестиваля, сколько смутила неоднозначность фильма Пола Верховена. Наиболее ёмко эту неоднозначность фильма описал российский кинокритик Валерий Кичин в своей рецензии, озаглавленной "Куртизанки в тылу". В этой рецензии от 2007 года Кичин писал: "перед нами лихо сконструированная авантюра новой Маты Хари в тылу гестапо, – очаровательного Штирлица в юбке с разрезом, причем еврейской национальности и потому рискующего во сто крат больше. Сюжет сколочен очень умело, в нем множество обманок и многоходовых комбинаций, когда героиня из шлягерной певицы может вмиг обратиться в отважного воина, из побиваемой камнями парии – в народную героиню, из куртизанки – в Зою Космодемьянскую и, в финале, в «сельскую учительницу» с мудрым взглядом Марецкой." При этом фильм "без внятно сформулированного авторского «послания». Он обо всем сразу: немного о войне, немного о сексе, немного о холокосте, немного о красивых женщинах, а в целом – о том, какие все люди, в сущности, перевертыши, глупцы и суки."

К тому же, многих критиков, например, Денниса Лима (The New York Times) покоробила конструкция, в которой "(относительно) хороший немец, нацист, оказывается самой симпатичной мужской фигурой в фильме, в то время, как Сопротивление оказывается рассадником предателей-наемников".  В той же своей рецензии Деннис Лим приводит слова самого Пола Верховена: "Несмотря на свой всепроникающий цинизм, “Черная книга” - это полномасштабное приключение без мрачного благочестия, которое стало стандартным режимом для фильмов о Второй мировой войне... Для меня война была скорее зрелищем, чем реальной угрозой», - сказал г-н Верховен, родившийся в 1938 году (и чья семья не была еврейской). «Это было похоже на большие спецэффекты в небе, когда мимо пролетали сотни самолетов и над нами стреляли ракеты. Многие мои воспоминания с точки зрения ребенка, который на самом деле не боялся за свою жизнь.»- Dennis Lim, The New York Times, Jan. 7, 2007. Как говорится в одном нашем хорошем фильме, это многое объясняет. Причём, не только то, что касается конкретного фильма, но и в более широком смысле - то, почему современные европейцы категорически не понимают, от какой угрозы спасла их в 1945 году Красная Армия.

Возможно, именно из-за описанной выше неоднозначности фильм не был включён в число номинантов на премию Оскар, хотя и был выдвинут Нидерландами. А жюри Венецианского кинофестиваля нашло таки выход из щекотливой ситуации (как-никак, фильм "Черная книга" сделан талантливо, и оставить его без наград было бы не совсем правильно). Жюри Венецианского кинофестиваля присвоило "Чёрной книге" приз как лучшему международному фильму, но в секции "Молодое кино". Налицо явная ирония: режиссёру фильма Полу Верховену в том году исполнилось 68 лет, а автору сценария - вообще 70. Самый подходящий возраст для "Молодого кино". 

Фильм Пола Верховена стал самым дорогим и самым коммерчески успешным фильмом в истории нидерландского кинематографа. При бюджете в 21 миллион долларов фильм собрал почти 27 миллионов долларов.

Что касается оценки неоднозначного фильма Пола Верховена рядовыми кинозрителями, то 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки 8 и выше.

С учетом перечисленных выше показателей успеха по версии FilmGourmand'а имеет рейтинг 7,895 и занимает 856-е место в Золотой Тысяче.

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать. 

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.