filmgourmand

Category:

Страны и фильмы: Куба

Кубинский кинематограф представлен в Золотой Тысяче одним фильмом - "Я - Куба" режиссёра Михаила Калатозова.

Конечно, мы в курсе, что фильм был поставлен выдающимся советским кинорежиссёром Михаилом Калатозовым, соавтором сценария был великий советский поэт Евгений Евтушенко, оператором выступил знаменитый Сергей Урусевский. Да и финансирование картины было произведено из бюджета СССР.

Но! Принимая во внимание, что наряду с Мосфильмом производственной кинокомпанией выступал Кубинский институт искусств и кинематографии, исполнители главных ролей - кубинцы, соавтор сценария - кубинец, фильм был создан по инициативе революционного правительства Кубы, и, наконец, техническими консультантами на съемках выступили Фидель и Рауль Кастро и Че Гевара, мы решили включить этот фильм в число кубинских. Собственно говоря, не только мы, но и Википедия.

Премьера  фильма "Я-Куба" состоялась 26 октября 1964 года на Кубе.

Фильмы, находящиеся на стыке искусства и пропаганды, часто имеют трудную судьбу. Не миновали эти сложности и фильм "Я - Куба". По выходу на экраны в октябре 1964 года на Кубе и в ноябре того же года в СССР фильм подвергся жёсткой критике как на Кубе, так и в Советском Союзе. Кубинские кинокритики упрекали фильм за то, что в нём, якобы, кубинцы изображены слишком шаблонно, стереотипно. А советские кинокритики ругали картину за то, что в ней, якобы, слишком привлекательным изображён буржуазный образ жизни, существовавший на Кубе до революции. В итоге, фильм практически не показывали в советских кинотеатрах.

А в США и других западных странах (кроме Японии) фильм вообще был запрещён цензурой как коммунистическая пропаганда.

Впрочем, от чиновников от идеологии (а именно такими были большинство советских кинокритиков) трудно было ожидать чего-то другого. Но фильм был подвергнут критике и со стороны такого признанного Мастера, как Андрей Тарковский. Естественно, Тарковский предъявлял претензии к фильму не по каким-то идеологическим соображениям. Его, как ни странно, не устроила операторская работа. Конкретные его претензии были предъявлены длительным непрерывным планам, которыми изобилует фильм. В своих "Лекциях по кинорежиссуре" Тарковский, в частности, писал: "Ведь были попытки снять все с одной точки зрения, например, «Веревка» Хичкока или «Я — Куба» и др. Ну, и к чему это привело? Ни к чему, потому что в этом ничего нет."

И эти претензии были тем более удивительными, поскольку оператором на фильме был, как было сказано выше, Сергей Урусевский, во многом обеспечивший триумф фильму "Летят журавли" на Каннском кинофестивале 1958 года. Более того, талант Урусевского на этом фильме был усилен наиболее передовой на тот момент оптической техникой: для съемок этого фильма Урусевскому были предоставлены оптические приборы, находившиеся на вооружении советской армии.

И быть бы фильму Михаила Калатозова преданным забвению, если бы не два великих американских кинорежиссёра! Усилиями небольшой нью-йоркской кинопрокатной компании Milestone Films в 1994 году фильм был представлен Мартину Скорсезе и Фрэнсису Форду Копполе. Которые буквально влюбились в этот фильм, не обращая внимания на его анти-американскую направленность. Они добились выпуска фильма на экраны американских кинотеатров, и с 1995 года фильм с успехом демонстрировался практически во всех западных странах и на многих международных кинофестивалях. В рамках внеконкурсных показов, естественно.

Роджер Эберт, гуру американской кинокритики, дал высокую оценку фильму. Конечно, вследствие пропагандистского характера фильма Эберт не мог дать ему наивысшую оценку, он поставил фильму всего три звезды из 4-х возможных. При этом в своей рецензии он отметил: "Поскольку предсказанные в фильме новый смелый мир и райская жизнь при Фиделе Кастро на деле обернулись страданиями кубинцев от одной из самых мрачных бюрократий, фильм сегодня кажется наивным и устаревшим - но тем не менее, захватывающим.... И, как пример лирического черно-белого кинопроизводства, он по-прежнему потрясающий." И, кстати, именно непрерывные крупные планы, вызвавшие недовольство Тарковского, больше всего понравились Эберту.

Точно так же, операторская работа в этом фильме вызвала восхищение кинобозревателя The New York Times Стивена Холдена. В своей рецензии от 8 марта 1995 года он писал: "То, что делает фильм «Я - Куба» намного больше, чем просто реликвия коммунистического китча, - это фантастическая операторская работа Сергея Урусевского. Высококонтрастная черно-белая фотография фильма, в которой пальмы и поля сахарного тростника кажутся обжигающе белыми на фоне чернильного неба, иллюстрирует взрывную полярность революции и горящие страсти."

По причинам, перечисленным выше, фильм лишён был возможности претендовать на какие-либо кинопремии. Но от кинозрителей он получил весьма высокую оценку: 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки 8 и выше. Причём, средняя оценка, полученная фильмом от кинозрителей США - 8,1.

По версии FilmGourmand'а фильм "Я - Куба" имеет рейтинг 8,169. В Золотой Тысяче он занимает 507-е место.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.